Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников
материал по развитию речи (средняя группа)

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya._kryuchkova_d.yu_.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Школа №1467

Детский сад 2060

Отчет по самообразованию

на тему:

«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников»

Воспитатель:

Крючкова Дарья Юрьевна

Москва 2023

Тема: Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• Развитие диалогической и монологической речи;

• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Нельзя отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Методы работы по развитию речи с использованием сказкотерапии осуществлялись по следующим направлениям:

1. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением;

2. Театрализация сказок;

3. Использование средств мнемотехники;

4. Дидактические игры.

Театрализация сказок

В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику.

Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

• чтение или выразительное рассказывание сказки;

• беседа по содержанию;

• показ воспитателем настольного театра;

• инсценировка сказки детьми.

Вариации театрализованной деятельности

- Использование кукол Бибабо;

- Настольный театр;

- Пальчиковый театр

Мнемотехника

Также в процессе работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии использовались мнемотаблицы, преимущество которых было озвучено ранее. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Примеры дидактических игр:

«Кто за кем?»

Цель игры: развитие грамматического строя речи, знакомство с предлогами: за, перед, до, после, между; умение ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса», «Заюшкина избушка».

«Расскажи по картинке»

Цель игры: расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: Картинки разных сказок.

«Из какой сказки герой?»

 Цель игры: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок. Детям раздаются большие карточки. Воспитатель показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Также, в течение года подбирались произведения, подобранные по лексическим темам недели. Закреплялись темы недели и развивалась любознательность, дружелюбие и любовь к окружающему, понимание смысла произведения, воспитывалась любовь к художественной литературе.

В дальнейшем планируется продолжение работы по выбранной теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...

Проект в форме презентации "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников"

Проект "Сказкотерапия -  как средство развития связной речи дошкольников"  Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"

В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Выступление на педагогическом совете...

Консультация для педагогов по теме:«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников».

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность....