Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников
материал по развитию речи (средняя группа)
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya._kryuchkova_d.yu_.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа №1467
Детский сад 2060
Отчет по самообразованию
на тему:
«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников»
Воспитатель:
Крючкова Дарья Юрьевна
Москва 2023
Тема: Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
• Развитие диалогической и монологической речи;
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Нельзя отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Методы работы по развитию речи с использованием сказкотерапии осуществлялись по следующим направлениям:
1. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением;
2. Театрализация сказок;
3. Использование средств мнемотехники;
4. Дидактические игры.
Театрализация сказок
В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику.
Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
Вариации театрализованной деятельности
- Использование кукол Бибабо;
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр
Мнемотехника
Также в процессе работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии использовались мнемотаблицы, преимущество которых было озвучено ранее. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Примеры дидактических игр:
«Кто за кем?»
Цель игры: развитие грамматического строя речи, знакомство с предлогами: за, перед, до, после, между; умение ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса», «Заюшкина избушка».
«Расскажи по картинке»
Цель игры: расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Материал: Картинки разных сказок.
«Из какой сказки герой?»
Цель игры: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок. Детям раздаются большие карточки. Воспитатель показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.
Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
Также, в течение года подбирались произведения, подобранные по лексическим темам недели. Закреплялись темы недели и развивалась любознательность, дружелюбие и любовь к окружающему, понимание смысла произведения, воспитывалась любовь к художественной литературе.
В дальнейшем планируется продолжение работы по выбранной теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей".
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказ...
Проект в форме презентации "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников"
Проект "Сказкотерапия - как средство развития связной речи дошкольников" Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....
Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"
В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Выступление на педагогическом совете...
"Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников"
Консультация для родителей....
Консультация для педагогов по теме:«Сказкотерапия как средство развития связной речи дошкольников».
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность....