Особенности организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход. Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими ограничениями наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых» детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании. Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим социальным институтом, оказывающим существенное влияние на социализацию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с детьми с ОВЗ | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети
Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то
новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не
забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход.
Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными
возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего
общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими
ограничениями наравне с другими должен получать образование и
развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых»
детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего
столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с
ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях
до получения равных возможностей в образовании.
Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим
социальным институтом, оказывающим существенное влияние на
социализацию детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и
воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические
нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными
нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного
при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к
их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь
выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в
целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными
нарушениями развития.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их
внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса
неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой
депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их
жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При
этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная
пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности
общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к
элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и
реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет
ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных
творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения
до профессионального образования, оказывающего огромное влияние на его
дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и
единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные
практические навыки.
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе
дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на
создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого
ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он
воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную,
враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в
сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает
крайне непросто.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он
работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на
удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести
максимальную самостоятельность, а также имеет право на
удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании,
общении, творчестве.
Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность.
Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций,
но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы
помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на
достижение мышечного расслабления.
Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения
задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии
взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная
задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим
развивающим.
При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое
внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит
качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть
небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу
предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в
том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от
запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической
последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их
в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.
Основная часть детей с ОВЗ имеют диагноз «необучаемые». Это дети с
ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием.
Поэтому учебная работа строится с учетом особенностей этих детей. Частая
смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях,
многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми.
Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более
успешного обучения детей с ОВЗ.
Практика работы показывает, что дети-инвалиды способны заниматься
вокалом и играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в
конкурсах, реализовывать себя в живописи и музыке. Педагоги, работающие
с такими детьми, отмечают позитивное эмоциональное состояние
воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.
Особенности детей с ОВЗ, на которые следует обратить внимание
педагогам.
1. Несформированность двигательных навыков, поэтому учебное
место учащегося необходимо обустроить таким образом, чтобы
ребенку было свободно стоять и выходить из-за стола.
2. Трудности при овладении навыками письма и рисования у детей с
двигательными нарушениями связаны, прежде всего, с
несформированностью или нарушением хватательной функции
кисти. Дети пишут и рисуют очень медленно, неразборчиво, буквы
как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не
соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у
детей с двигательной патологией формируется крайне медленно.
Несформированность функции дифференциации захвата и
удержания предмета, насильственные движения и невозможность
соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают
выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
3. У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть
обусловлены несформированностью зрительно-моторной
координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся
с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку
в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки
на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и
проверить свое письмо.
4. Несформированность пространственных представлений.
Несформированность двигательных навыков и умений — результат
не только нарушенной моторики, но и недостаточности более
сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
5. Особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ в значительной
степени также определяются различными нарушениями речи,
поэтому в устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою
мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только
на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на
заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к
ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки
речевого аппарата (преодоление насильственных движений,
подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).
6. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование
методических приемов, которые требуют работы различных
анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому
использование наглядных средств обучения (картины, таблицы,
схемы, графики, профили, карты, мультимедийные презентации)
необходимо на каждом занятии.
7. Методика работы учащихся по опорным конспектам,
которые определяют четкость изложения, выделение главного в
материале, изложении его небольшими порциями, удобными для
усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность
продвижении в усвоении системы знаний. При изучении нового
материала максимально использовать демонстрационный
эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные
средства.
Таким образом, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, отличном от рамок стандартных общеобразовательной школы и
школы искусств, в реализации своих потенциальных возможностей и
создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации
является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и
условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего
задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют
минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными
словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на
доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Структура занятий.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом
возрастных особенностей ребенка (детей) и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение
элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности. Выбор
тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором
наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальное занятие конструируется следующим образом:
I. Разминка: психологический настрой на занятие.
II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами,
пуговицами, зернами, пальчиковые игры.
III. Индивидуальная работа. Обязательно включаются задания на
развитие восприятия, памяти, мышления, речи.
IV. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, миниэтюды «Насос и шар» и т. д.
IV. Релаксация, психогимнастика.
7 Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической
поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к
другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка
при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать,
сможешь найти в книге ответы на свои вопросы »).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась
замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.
д.»)
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную
состоятельность.
Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте
ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на
прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому,
высказывать свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...
Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...
особенности театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
особенности театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями...
Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнидеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Консультация «Особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменяли детский сад), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмер...
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...