Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Старший воспитатель
Нестерова Е.Е.
2020г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.
План.
1. Игра-тренинг «Ассоциации».
2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.
3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
4. Деловая игра.
5. Разное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_na_temu_ovz.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Старший воспитатель
Нестерова Е.Е.
2020г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «познавательно-исследовательская деятельность»;
- определить место познавательно-исследовательской деятельности в развитии личности ребёнка-дошкольника с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
- проанализировать работу педагогов детского сада по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
- стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы.
План.
1. Игра-тренинг «Ассоциации».
2. Теоретический аспект проблемы: определение содержания понятия «познавательно-исследовательская деятельность», выделить основные функции познавательно-исследовательской деятельности.
3. Итоги тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
4. Деловая игра.
5. Разное.
Ход педсовета.
1. Игра-тренинг «Ассоциации» (вхождение в тему педсовета). Педагоги делятся на две группы и отвечают на вопрос:
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «познавательно-исследовательская деятельность»? (Слова должны начинаться с первых букв слов.)
1 группа | 2 группа | ||
П |
| И |
|
О |
| С |
|
З |
| С |
|
Н |
| Л |
|
А |
| Е |
|
В |
| Д |
|
А |
| О |
|
Т |
| В |
|
Е |
| А |
|
ЛЬ |
| Т |
|
Н |
| Е |
|
О |
| ЛЬ |
|
|
| С |
|
|
| К |
|
|
| А |
|
|
| Я |
|
2. Итоги тематического контроля «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
(Вопросы на контроле:
- Профессиональное мастерство педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
- теоретические знания педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,
- организация непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
Методика организации контроля – анкетирование педагогов, наблюдение педпроцесса, взаимопросмотры занятий.
- Создание условий в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
Методика организации контроля – посещение групп, анализ развивающей предметно-пространственной среды.
- Уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей (интерес, подбор и использование необходимых материалов, действия и пр.).
Методика организации контроля –наблюдение педпроцесса.
- Планирование работы по организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников группы.
Методика организации контроля –анализ календарных планов учебно-воспитательной работы.)
3. Что такое «познавательно-исследовательская деятельность» в детском саду? (Ответы педагогов.)
- Познавательно-исследовательская деятельность – это один из видов детской деятельности (ФГОС ДО).
- Познавательно-исследовательская деятельность – сквозной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).
(«Сквозной механизм развития ребёнка» - что это значит? (Ответы педагогов: многие считают, что это ведущий вид деятельности.) М. И. Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как своего рода «сквозном» механизме смены ведущей деятельности у детей. Она пишет: «...Анализ общения ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно с взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию»
Таким образом, можно сделать вывод, что сквозной механизм развития ребёнка – сквозной механизм смены ведущей деятельности у детей, который обогащает психологическую характеристику каждого возрастного периода, помогает ребёнку реализовать его потенциальные возможности, помогает ребёнку «совершать первые вылазки» в новые области, подготавливает смену предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию.
- Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребёнка, напрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. (На мой взгляд, соединив два понятия «познавательная деятельность» и «исследовательская деятельность» в одно «познавательно-исследовательская деятельность», авторы Стандарта обозначили исследование как главный и основной метод познания ребёнком окружающего мира.)
4. В качестве основных функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста могут быть обозначены следующие.
- Развитие любознательности (познавательной инициативы ребёнка).
- Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификация), пространственных и временных отношений.
- Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
- Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
- Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных графических и исторических представлений).
5. Деловая игра. Педагоги делятся на две команды.
Задание 1. (По проблемам, выявленным в ходе анкетирования педагогов.)
Сравнить два понятия «любознательный» и «любопытный». (Одна команда определяет содержание понятия «любознательный», другая – «любопытный».)
Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. (Словарь Ожегова.)
(Отметить, что именно на развитие любознательности, а не любопытства нас нацеливает ФГОС ДО!)
Задание 2.
Для первой команды: «Подумайте и обоснуйте место познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми с ОВЗ».
Примерный ответ. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
Не зря китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Для второй команды: «Выделите трудности, которые возникают при организации познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ. Найдите пути их преодоления».
Примерный ответ. Трудности также, как и необходимость использования познавательно-исследовательской деятельности, связаны, прежде всего, с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ (см. предыдущий ответ). Пути преодоления: познавательно-исследовательскую деятельность строить с учётом специфических (т.е. наиболее доступных) для тех или иных дошкольников с ОВЗ образовательных направлений (например, в работе с детьми с ИН – трудовое воспитание, с детьми с ЗПР – социально-коммуникативное развитие и т.д.; больше внимания уделять стимулирующему компоненту при организации познавательно-исследовательской деятельности и пр.
Задание 3.
Проблемные ситуации. (По проблемам организации познавательно-исследовательской деятельности детей, выявленным при анализе календарных планов работы.)
- Для первой команды: «Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой зайчик меняет шубку с серой на белую для того, чтобы легче было спрятаться от лисы на снегу: зимой на снегу лиса белого зайчика не заметит, а серого увидит сразу. Дети внимательно слушают рассказ педагога».
Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».
- Для второй команды: «Инструктор по физической культуре знакомит детей с новой спортивной игрой: рассказывает о том, в какой стране зародилась игра, знакомит с атрибутами игры, объясняет правила игры и т.д. Дети внимательно слушают педагога».
Задание: превратите детей в данной ситуации из «пассивных слушателей» в «активных деятелей».
Задание 4.
Найди применение. (По проблемам, выявленным в ходе смотра-конкурса по созданию условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей.)
- Для первой команды: найти применение мыльным пузырям в познавательно-исследовательской деятельности.
- Для второй команды: найти применение пальчиковому театру в познавательно-исследовательской деятельности.
Проект решения.
Всем педагогам совершенствовать свою работу в данном направлении: при планировании учебно-воспитательного процесса обратить особое внимание на упорядочение, систематизацию работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей, шире использовать познавательно-исследовательскую деятельность на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с О...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"
Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...
Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...
Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
Форма проведения: деловая игра (соревнование 2 команд)Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности ...