Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую сопровождаются дефектами речи. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую сопровождаются дефектами речи. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Театр - особая среда для развития творческих способностей детей . Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщается не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театрализованной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите ) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения . Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
К режиссерским играм относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе . Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.. . Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
С помощью театрализованной деятельности педагог побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует развитию речевых возможностей и способностей детей. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Задачи по развитию театрализованной деятельности 1. Совершенствование познавательных процессов. 2.Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности. 3.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника. 4.Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности. 5.Овладение импровизационными умениями.
Формы работы : Беседа о театре. Творческие упражнения. Театрализованные игры. Подвижные игры. Проведение спектаклей.
Направления работы по театрализованной деятельности . Освоение основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера . Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Специфические компоненты системы работы по театрализованной деятельности Эмоциональное погружение в произведение Отражение прочитанного в видах деятельности Собственно драматизация произведения
Примерная схема работы по театрализованной деятельности 1.Введение в тему, создание эмоционального настроения . 2 . Театрально-игровая деятельность (в разных формах). 3.Эмоциональное заключение , обеспечивающее успешность деятельности
Приемы активизации участия детей: Выбор детьми роли по желанию. Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. Распределение ролей по карточкам.
Приемы развития творчества : Творческие задания, упражнения. Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Создание креативного поля. Этюды.
Правила подготовки к спектаклю: Не перегружать детей Не навязывать своего мнения Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях
Предполагаемые умения и навыки детей: Умеют строить простейший диалог. Умеют выразительно прочитать наизусть текст с нужными интонациями. Умеют сочинять этюды по сказкам. Умеют действовать согласованно, запоминают заданные позы.
Взаимодействие с родителями. Консультации, буклеты на темы: «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка» «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики» Информация о репертуарах детских театров города. Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Значение театрализованной деятельности: Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного . Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность. Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений. Развивается эмоционально-волевая сфера. Происходит коррекция поведения. Формируется опыт поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
ФРАГМЕНТ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
вашему вниманию представлена разработка фрагмента целевого раздела адаптированной образовательной программы дошкольного образования одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (дет...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.Важной педагогической задачей учреждений компенсато...
Рабочая программа инструктора по физической культуре, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре Рабочая программа инструктора по ...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности. Важной педагогической задачей учреждений компенсат...
«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди детей имеющих ОВЗ...