РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ ОТСМ – ТРИЗ
учебно-методический материал (средняя группа)

Моисеева Марина Валентиновна

Программа ТРИЗ для дошкольников –  программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешить эти противоречия. Основным средством этой работы является педагогический поиск. Взрослый не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_protsessov_sredstvami_otsm_-_triz.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ ОТСМ – ТРИЗ

Программа ТРИЗ для дошкольников –  программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешить эти противоречия. Основным средством этой работы является педагогический поиск. Взрослый не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. В своей практики, для развития познавательных процессов дошкольников в нашей группе мы используем следующие игры:

«Хорошо – плохо»

Эта игра с раннего детства учит видеть положительные и отрицательные качества явлений природы. Живых и неживых объектов, формирует способность видеть причины и следствия событий. Например, зимой хорошо – можно кататься на санках.  лепить снеговика и т. д. Плохо – холодно.

Д. И «На что похоже?» - прямая аналогия по цвету, вкусу, форме. размеру.

Нпр. Яблоко такое же круглое как мячик и апельсин; лук такой же горький как лекарства, горчица; морковь такая же оранжевая как апельсин. шуба лисы.

Д.и «Кто такой же»

У кошечки шерсть какая? А у кого такая же?

Кто еще маленький как воробей?

Кто ещё кусается как собачка?

Кто еще любит молоко как кошка?

Д. и «Части – целое» -формирует понимание того, что любой объект состоит из частей и каждая часть выполняет какую-то функцию. Взрослый называет части. А ребенок узнает загаданный объект. Например, сам большой, уши большие, хобот – нос длинный.

Второй вариант игры: взрослый и ребенок меняются ролями – ребенок называет части. а взрослый целое, желательно что бы взрослый не сразу догадался о ком идет речь, провоцируя ребенка называть как можно больше его характерных признаков, повадок.

Игровое упражнение «Волшебные очки»

Вы предлагаете ребенку «одеть» очки определенной формы – круглой. квадратной. треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. «Одевая» очки разного цвета, нужно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент надеты очки.

«Что умеет делать» Вы показываете предмет, обязательно показывая на него или на картинку с его изображением и спрашиваете: что он умеет делать? Нпр: вот машина. Что она умеет делать? (ездить. Сигналить, возить, рычать)

«Кто чем работает» - учит ребенка устанавливать связи между человеком определенной профессии и орудиями его труда.

«Чем был –чем стал» - расширять знания детей о материалах, из которых изготовлены различные предметы

«1. 2, 3 -ко мне беги» - учить детей систематизировать предметы.

Воспитатель раздает играющим картинки с изображением различных объектов, дети находятся на другой стороне зала, подбегают к воспитателю по определенной установке «1, 2, 3 - кого есть крылья ко мне беги!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии

Система работы  по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет  с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»

родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями....

Карта НОД "Познавательное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Лаборатория Лисичек" .

Цель  –  Развитие у  младших дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через использование анализаторов, формирование навыков  проведени...

Мастер класс для педагогов "Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов по теме: " Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"...

Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...

«Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»

Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком,...