РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ ОТСМ – ТРИЗ
учебно-методический материал (средняя группа)
Программа ТРИЗ для дошкольников – программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешить эти противоречия. Основным средством этой работы является педагогический поиск. Взрослый не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_protsessov_sredstvami_otsm_-_triz.docx | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ ОТСМ – ТРИЗ
Программа ТРИЗ для дошкольников – программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов и явлений, разрешить эти противоречия. Основным средством этой работы является педагогический поиск. Взрослый не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. В своей практики, для развития познавательных процессов дошкольников в нашей группе мы используем следующие игры:
«Хорошо – плохо»
Эта игра с раннего детства учит видеть положительные и отрицательные качества явлений природы. Живых и неживых объектов, формирует способность видеть причины и следствия событий. Например, зимой хорошо – можно кататься на санках. лепить снеговика и т. д. Плохо – холодно.
Д. И «На что похоже?» - прямая аналогия по цвету, вкусу, форме. размеру.
Нпр. Яблоко такое же круглое как мячик и апельсин; лук такой же горький как лекарства, горчица; морковь такая же оранжевая как апельсин. шуба лисы.
Д.и «Кто такой же»
У кошечки шерсть какая? А у кого такая же?
Кто еще маленький как воробей?
Кто ещё кусается как собачка?
Кто еще любит молоко как кошка?
Д. и «Части – целое» -формирует понимание того, что любой объект состоит из частей и каждая часть выполняет какую-то функцию. Взрослый называет части. А ребенок узнает загаданный объект. Например, сам большой, уши большие, хобот – нос длинный.
Второй вариант игры: взрослый и ребенок меняются ролями – ребенок называет части. а взрослый целое, желательно что бы взрослый не сразу догадался о ком идет речь, провоцируя ребенка называть как можно больше его характерных признаков, повадок.
Игровое упражнение «Волшебные очки»
Вы предлагаете ребенку «одеть» очки определенной формы – круглой. квадратной. треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.
2 вариант. «Одевая» очки разного цвета, нужно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент надеты очки.
«Что умеет делать» Вы показываете предмет, обязательно показывая на него или на картинку с его изображением и спрашиваете: что он умеет делать? Нпр: вот машина. Что она умеет делать? (ездить. Сигналить, возить, рычать)
«Кто чем работает» - учит ребенка устанавливать связи между человеком определенной профессии и орудиями его труда.
«Чем был –чем стал» - расширять знания детей о материалах, из которых изготовлены различные предметы
«1. 2, 3 -ко мне беги» - учить детей систематизировать предметы.
Воспитатель раздает играющим картинки с изображением различных объектов, дети находятся на другой стороне зала, подбегают к воспитателю по определенной установке «1, 2, 3 - кого есть крылья ко мне беги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ - ТРИЗ - технологии
Система работы по развитию диалектического мышления и связной речи детей 5 - 7 лет с помощью методов и приёмов развивающей ОТСМ - ТРИЗ - технологии....
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями....
Карта НОД "Познавательное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ "Лаборатория Лисичек" .
Цель – Развитие у младших дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через использование анализаторов, формирование навыков проведени...
Мастер класс для педагогов "Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"
Мастер класс для педагогов по теме: " Упражнения для развития коммуникативного развития с использованием методике ОТСМ ТРИЗ"...
Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)
Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...
«Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»
Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком,...