Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_st_gr.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Родительское собрание в старшей группе

«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»

Воспитатели: Могутова О.Ю.,

Рогозина О.А.

Октябрьский

Март 2016

Цель: Расширение преставлений родителей по развитию речи и творческому воображению средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Задачи:

  1. Познакомить на практике родителей с играми и упражнениями для развития речи и воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
  2. Активировать родителей к участию в воспитательно – образовательному процессу в группе.

Ход.

Я рада приветствовать вас в нашей группе и наше общение начну с загадки:

Живет в пещере чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища длинный хвостище,

Крепкие у него лапищи,

кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестяще у него усищи!!

Кого вы представляете, прослушав загадку?

Правильный ответ –

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище – это мышка!

Пещера – мышкина норка

А сокровище – хлебная корка!

Тема нашего собрания сегодня – «Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».

-Скажите, что такое воображение, речь? – ответы родителей.

Итог – воображение это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, и элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний, посредством их НОВЫХ сочетаний и соединений). В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. То  есть происходят действия по типу «Как будто».

В пять – шесть лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативные, еще не устойчивые, обусловлены событиями, вызвавшими у них эмоциональный отклик.

     Вооражение  превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и предстваления, выраженные  в речи. 

Как подчекивал известный психолог Выготский Л.С. мощный шаг в развитии воображения совершенствуется в связи с усвоением речи.

Что такое речь – кратко – это средство общения, но не только, но и средство мышления, носитель воображения, памяти,информации.

 Речь проявляется по - разному – внешняя(главное это средство общения) и внутренняя – средство мышления и воображения, письменная – способ запонминания информации,монолог, диалог и т.д.

 Наблюдения психологов показывают, что задержки речевого развития всегда ведут к недоразвитию вображения ребенка. Именно речь дает возможность представить себе любой предмет, который он видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок выражает  это словом,  то есть речью, то  что не совпадает с его реальным восприятием. Именно это дает ему возможность свободно общаться в сфере впечатлений. Подошли к тому, что главным средством воображения является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ним.

Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи и мышления. Ребенок самостоятельно выдумывает различные истории, сказки, перевертыши. Например: - при просмотре презентации «Как встречают новый год в разных странах» ребенок  очень уверенно  и правдиво после просмотра сказал: «А мы тоже были в Китае на Новый год, ездиди туда со всей семьей».

ВОПРОС РОДИТЕЛЯМ -  Что мы с вами, как взрослые должны сделать, что бы разбудить маленького волшебника?

ИТОГ – мы должны расширять ситуации, жизненный опыт ребенка, создавая различные  сюжетные игры и читая художественные произведения, беседуя и рассуждая с детьми.      

       

Одной из годовых задач нашего детского сада на текущий год это развитие воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.(общая теория сильного мышления – теория развития изобретательских задач – развитие творческого воображения.)

Мы уже работаем по этой задаче. Изучили литературу.  В группе создана картотека игр по этой технологии, дидактическая игра «Невиданное животное», читаем с детьми сказки и беседуем по ним.

А сейчас с Вами проведем тест «Определение уровня воображения», а затем поиграем.

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо ДА, либо НЕТ. Первая цифра в скобках  - количество баллов означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью – 2,1
  2. Часто ли вы скучаете – 1,2
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить красочной деталью добавленной от себя  - 1,0
  4. Инициативны ли вы на работе – 2,1
  5. «Широко» ли вы пишите. Много ли занимаете места на бумаге – 1,0
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды – 2,1
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний, лекций на листе бумаги одни и те же фигурки – 0,1
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней -1,0
  9. Любите ли вы писать длинные письма, сообщения – 2,1
  10. Видите ли вы иногда цветные сны – 1,0
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам – 1,0
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино – 1,0

Итак, подсчитайте очки:

14-17 баллов-у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 баллов – среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы его развить.

5-8 баллов – вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Рассмотрим некоторые  методы развития воображения.

Мозговой штурм

Фокальных объектов

 Типовые приемы фантазирования;

 Кольца Луллия;

 Морфологический анализ («Волшебная дорожка»);

Дихотомия (сужение поля поиска);

  Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Каждый метод закрепляется  в игровой форме с родителями.

  • мозговой штурм +видеоролик детей;
  • метод фокальных объектов - игра «Невиданные животные»;
  • Типовые приемы фантазирования (ТПФ) «Дед Тепла – каким ты его представляешь?» - видеоролик детей;
  • «Сужение поля поиска» дихотомия, игра с родителями «Да-нетка»; 
  • метод создания речевых творческих продуктов -  лимерики , пример, которые сочинилм дети:

Жил-был кит

Он был добрый

Всехсмешил и веселил

И с лягушками дружил.

Вот такой был кит!

Жил был кит красивый,

И был он голосистый,

Песни пел он каждый день

И гулять ему не лень.

Вот какой красивый кит!

  • Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик» - тип «Чудесный мешочек»;
  • Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор» - собирается воедино весь материал про машину – далее дети рассказывают;
  • Кольца Лиллуя- показать, рассказать о решении реальной и фантастичесой задач, проиграть с родителями любой вариант;

В декабре с детьми реализовался групповой среднесрочный проект «Новогодняя сказка». Применили  метод создания речевых творческих продуктов и получилась сказка. Предлагаем ее вашему вниманию/показ/.

Подводя итог, вы меня наверно поддержите, что все таки воображение и речь между собой связаны и большой плюс играет  технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

 И  еще хочу повторить слова Энштейна «Умение воображать, выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытияю Хорошо, развитое, смело управляемое воображение –это бесценное свойство оригинального мышления и хорошо развитиой речи».

Ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Развитие диалогической речи"

Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»

Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»  Автор:Филатова Светлана Николаевна...

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших...

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"

Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"...