Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Родительское собрание в старшей группе
«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Воспитатели: Могутова О.Ю.,
Рогозина О.А.
Октябрьский
Март 2016
Цель: Расширение преставлений родителей по развитию речи и творческому воображению средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Задачи:
- Познакомить на практике родителей с играми и упражнениями для развития речи и воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
- Активировать родителей к участию в воспитательно – образовательному процессу в группе.
Ход.
Я рада приветствовать вас в нашей группе и наше общение начну с загадки:
Живет в пещере чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища длинный хвостище,
Крепкие у него лапищи,
кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестяще у него усищи!!
Кого вы представляете, прослушав загадку?
Правильный ответ –
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – мышкина норка
А сокровище – хлебная корка!
Тема нашего собрания сегодня – «Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».
-Скажите, что такое воображение, речь? – ответы родителей.
Итог – воображение это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, и элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний, посредством их НОВЫХ сочетаний и соединений). В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. То есть происходят действия по типу «Как будто».
В пять – шесть лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативные, еще не устойчивые, обусловлены событиями, вызвавшими у них эмоциональный отклик.
Вооражение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и предстваления, выраженные в речи.
Как подчекивал известный психолог Выготский Л.С. мощный шаг в развитии воображения совершенствуется в связи с усвоением речи.
Что такое речь – кратко – это средство общения, но не только, но и средство мышления, носитель воображения, памяти,информации.
Речь проявляется по - разному – внешняя(главное это средство общения) и внутренняя – средство мышления и воображения, письменная – способ запонминания информации,монолог, диалог и т.д.
Наблюдения психологов показывают, что задержки речевого развития всегда ведут к недоразвитию вображения ребенка. Именно речь дает возможность представить себе любой предмет, который он видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок выражает это словом, то есть речью, то что не совпадает с его реальным восприятием. Именно это дает ему возможность свободно общаться в сфере впечатлений. Подошли к тому, что главным средством воображения является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ним.
Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи и мышления. Ребенок самостоятельно выдумывает различные истории, сказки, перевертыши. Например: - при просмотре презентации «Как встречают новый год в разных странах» ребенок очень уверенно и правдиво после просмотра сказал: «А мы тоже были в Китае на Новый год, ездиди туда со всей семьей».
ВОПРОС РОДИТЕЛЯМ - Что мы с вами, как взрослые должны сделать, что бы разбудить маленького волшебника?
ИТОГ – мы должны расширять ситуации, жизненный опыт ребенка, создавая различные сюжетные игры и читая художественные произведения, беседуя и рассуждая с детьми.
Одной из годовых задач нашего детского сада на текущий год это развитие воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.(общая теория сильного мышления – теория развития изобретательских задач – развитие творческого воображения.)
Мы уже работаем по этой задаче. Изучили литературу. В группе создана картотека игр по этой технологии, дидактическая игра «Невиданное животное», читаем с детьми сказки и беседуем по ним.
А сейчас с Вами проведем тест «Определение уровня воображения», а затем поиграем.
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо ДА, либо НЕТ. Первая цифра в скобках - количество баллов означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
- Интересуетесь ли вы живописью – 2,1
- Часто ли вы скучаете – 1,2
- Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить красочной деталью добавленной от себя - 1,0
- Инициативны ли вы на работе – 2,1
- «Широко» ли вы пишите. Много ли занимаете места на бумаге – 1,0
- Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды – 2,1
- Любите ли вы рисовать во время собраний, лекций на листе бумаги одни и те же фигурки – 0,1
- Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней -1,0
- Любите ли вы писать длинные письма, сообщения – 2,1
- Видите ли вы иногда цветные сны – 1,0
- Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам – 1,0
- Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино – 1,0
Итак, подсчитайте очки:
14-17 баллов-у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 баллов – среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы его развить.
5-8 баллов – вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Рассмотрим некоторые методы развития воображения.
Мозговой штурм
Фокальных объектов
Типовые приемы фантазирования;
Кольца Луллия;
Морфологический анализ («Волшебная дорожка»);
Дихотомия (сужение поля поиска);
Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Каждый метод закрепляется в игровой форме с родителями.
- мозговой штурм +видеоролик детей;
- метод фокальных объектов - игра «Невиданные животные»;
- Типовые приемы фантазирования (ТПФ) «Дед Тепла – каким ты его представляешь?» - видеоролик детей;
- «Сужение поля поиска» дихотомия, игра с родителями «Да-нетка»;
- метод создания речевых творческих продуктов - лимерики , пример, которые сочинилм дети:
Жил-был кит
Он был добрый
Всехсмешил и веселил
И с лягушками дружил.
Вот такой был кит!
Жил был кит красивый,
И был он голосистый,
Песни пел он каждый день
И гулять ему не лень.
Вот какой красивый кит!
- Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик» - тип «Чудесный мешочек»;
- Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор» - собирается воедино весь материал про машину – далее дети рассказывают;
- Кольца Лиллуя- показать, рассказать о решении реальной и фантастичесой задач, проиграть с родителями любой вариант;
В декабре с детьми реализовался групповой среднесрочный проект «Новогодняя сказка». Применили метод создания речевых творческих продуктов и получилась сказка. Предлагаем ее вашему вниманию/показ/.
Подводя итог, вы меня наверно поддержите, что все таки воображение и речь между собой связаны и большой плюс играет технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
И еще хочу повторить слова Энштейна «Умение воображать, выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытияю Хорошо, развитое, смело управляемое воображение –это бесценное свойство оригинального мышления и хорошо развитиой речи».
Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-120133-1644729972.jpg)
родительское собрание "Развитие диалогической речи"
Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/30/picture-506281-1438271119.jpg)
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-116089-1349501915.jpg)
родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"
Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1269080-1600160293.jpg)
Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики» Автор:Филатова Светлана Николаевна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1322981-1616156822.jpg)
Сценарий родительского собрания "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики".
Сценарий родительского собрания....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1362534-1671280429.jpg)
Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"
Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших...
Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"
Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"...