Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_st_gr.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Родительское собрание в старшей группе
«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
Воспитатели: Могутова О.Ю.,
Рогозина О.А.
Октябрьский
Март 2016
Цель: Расширение преставлений родителей по развитию речи и творческому воображению средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Задачи:
- Познакомить на практике родителей с играми и упражнениями для развития речи и воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
- Активировать родителей к участию в воспитательно – образовательному процессу в группе.
Ход.
Я рада приветствовать вас в нашей группе и наше общение начну с загадки:
Живет в пещере чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища длинный хвостище,
Крепкие у него лапищи,
кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестяще у него усищи!!
Кого вы представляете, прослушав загадку?
Правильный ответ –
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – мышкина норка
А сокровище – хлебная корка!
Тема нашего собрания сегодня – «Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».
-Скажите, что такое воображение, речь? – ответы родителей.
Итог – воображение это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, и элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний, посредством их НОВЫХ сочетаний и соединений). В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. То есть происходят действия по типу «Как будто».
В пять – шесть лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативные, еще не устойчивые, обусловлены событиями, вызвавшими у них эмоциональный отклик.
Вооражение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и предстваления, выраженные в речи.
Как подчекивал известный психолог Выготский Л.С. мощный шаг в развитии воображения совершенствуется в связи с усвоением речи.
Что такое речь – кратко – это средство общения, но не только, но и средство мышления, носитель воображения, памяти,информации.
Речь проявляется по - разному – внешняя(главное это средство общения) и внутренняя – средство мышления и воображения, письменная – способ запонминания информации,монолог, диалог и т.д.
Наблюдения психологов показывают, что задержки речевого развития всегда ведут к недоразвитию вображения ребенка. Именно речь дает возможность представить себе любой предмет, который он видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок выражает это словом, то есть речью, то что не совпадает с его реальным восприятием. Именно это дает ему возможность свободно общаться в сфере впечатлений. Подошли к тому, что главным средством воображения является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ним.
Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи и мышления. Ребенок самостоятельно выдумывает различные истории, сказки, перевертыши. Например: - при просмотре презентации «Как встречают новый год в разных странах» ребенок очень уверенно и правдиво после просмотра сказал: «А мы тоже были в Китае на Новый год, ездиди туда со всей семьей».
ВОПРОС РОДИТЕЛЯМ - Что мы с вами, как взрослые должны сделать, что бы разбудить маленького волшебника?
ИТОГ – мы должны расширять ситуации, жизненный опыт ребенка, создавая различные сюжетные игры и читая художественные произведения, беседуя и рассуждая с детьми.
Одной из годовых задач нашего детского сада на текущий год это развитие воображения средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.(общая теория сильного мышления – теория развития изобретательских задач – развитие творческого воображения.)
Мы уже работаем по этой задаче. Изучили литературу. В группе создана картотека игр по этой технологии, дидактическая игра «Невиданное животное», читаем с детьми сказки и беседуем по ним.
А сейчас с Вами проведем тест «Определение уровня воображения», а затем поиграем.
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо ДА, либо НЕТ. Первая цифра в скобках - количество баллов означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
- Интересуетесь ли вы живописью – 2,1
- Часто ли вы скучаете – 1,2
- Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить красочной деталью добавленной от себя - 1,0
- Инициативны ли вы на работе – 2,1
- «Широко» ли вы пишите. Много ли занимаете места на бумаге – 1,0
- Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды – 2,1
- Любите ли вы рисовать во время собраний, лекций на листе бумаги одни и те же фигурки – 0,1
- Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней -1,0
- Любите ли вы писать длинные письма, сообщения – 2,1
- Видите ли вы иногда цветные сны – 1,0
- Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам – 1,0
- Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино – 1,0
Итак, подсчитайте очки:
14-17 баллов-у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 баллов – среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы его развить.
5-8 баллов – вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Рассмотрим некоторые методы развития воображения.
Мозговой штурм
Фокальных объектов
Типовые приемы фантазирования;
Кольца Луллия;
Морфологический анализ («Волшебная дорожка»);
Дихотомия (сужение поля поиска);
Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Каждый метод закрепляется в игровой форме с родителями.
- мозговой штурм +видеоролик детей;
- метод фокальных объектов - игра «Невиданные животные»;
- Типовые приемы фантазирования (ТПФ) «Дед Тепла – каким ты его представляешь?» - видеоролик детей;
- «Сужение поля поиска» дихотомия, игра с родителями «Да-нетка»;
- метод создания речевых творческих продуктов - лимерики , пример, которые сочинилм дети:
Жил-был кит
Он был добрый
Всехсмешил и веселил
И с лягушками дружил.
Вот такой был кит!
Жил был кит красивый,
И был он голосистый,
Песни пел он каждый день
И гулять ему не лень.
Вот какой красивый кит!
- Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик» - тип «Чудесный мешочек»;
- Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор» - собирается воедино весь материал про машину – далее дети рассказывают;
- Кольца Лиллуя- показать, рассказать о решении реальной и фантастичесой задач, проиграть с родителями любой вариант;
В декабре с детьми реализовался групповой среднесрочный проект «Новогодняя сказка». Применили метод создания речевых творческих продуктов и получилась сказка. Предлагаем ее вашему вниманию/показ/.
Подводя итог, вы меня наверно поддержите, что все таки воображение и речь между собой связаны и большой плюс играет технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
И еще хочу повторить слова Энштейна «Умение воображать, выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытияю Хорошо, развитое, смело управляемое воображение –это бесценное свойство оригинального мышления и хорошо развитиой речи».
Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Развитие диалогической речи"
Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"...
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...
родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"
Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....
Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
Родительское собрание «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики» Автор:Филатова Светлана Николаевна...
Сценарий родительского собрания "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики".
Сценарий родительского собрания....
Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"
Родительское собрание "Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики"Цель: дать родителям представления о развитии умственных способностях старших...
Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"
Родительское собрание "Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами занимательной математики"...