Школьные трудности и школьная неуспешность
статья (подготовительная группа)
Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_3.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ
И
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ
Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...
Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?
По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем»
Итак, к школьным проблемам в первую очередь приводит психофизиологическая и валеологическая некомпетентность взрослых, воздействующих на ребенка как в школе, так и дома. Если школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения, то школьная неуспешность – не только школы, но и семьи. Школьная успешность включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Окружение учащегося, без сомнения, оказывает серьезное влияние на его школьную успешность. Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, а в результате и школьной неуспешности, М.М.Безруких выделяет факторы внешней среды и факторы роста и развития ребенка. К неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации.
Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса. Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе. Например, многие дети страдают оттого, что не соответствуют требованиям родителей. Нежелание учиться часто возникает, во всяком случае – в первом классе, например, оттого, что ребенок в силу своего психофизиологического развития многого просто еще не может! Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые.
А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем (учителями) индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести не только к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе, но и к неврозам, стрессам и затяжным депрессиям. Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка. Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения.
Итак, школьная неуспешность может являться как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия» должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому психологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем. В задачу психолога входит определение готовности детей к школе, выявление причин школьных трудностей.
С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.
Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить. Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.
Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. Как помочь научиться писать разборчиво буквы и цифры? То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности. И в каких условиях развивать эти способности?
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка. Тренинги школьной успешности «расковывают» детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.
Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.
Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.
Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены "школьные трудности", под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения» (М.М.Безруких).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ТИП ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ"
консультация...
Значение логопедической работы в дошкольном возрасте для предупреждения школьных трудностей
Презентация о речевой готовности к школьному обучению и актуальности логопедической работы, направленной на профилактику школьных трудностей....
Школьные трудности или, что приводить к их возникновению?
Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности»....
Школьные трудности
клуб "Будущий первоклассник"...
Круглый стол для родителей "Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников"
Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. Обозначить роль семьи при подготовке ...
Профилактика школьных трудностей у детей дошкольного возраста
В последнее время значительно возросло количество детей,испытывающих сложности в овладении чтением и письмом. Поэтому начинать профилактическую работу по предупреждению проявлений дислексии и ди...
Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ТНР
В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реаль...