Круглый стол для родителей "Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. Обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе. Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_shkolnyh_trudnostey_u_budushchih_pervoklassnikov.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
Круглый стол для родителей
«Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников»
Подготовила:
воспитатель 11 группы
Белогривцева Ольга Ивановна
Москва 2016
«ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Цели:
- познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период:
- дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников;
- обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе;
- способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
Подготовительная работа:
- предварительная диагностика «Готовность детей к началу учебного года»;
- подготовка памятки-рекомендации родителям;
- оформление приглашения родителей на собрание;
- подготовка демонстрационного слайда «Факторы успешной адаптации и подготовки к школе».
Оборудование:
- раздаточные карточки для родителей;
- слайды «Режим дня первоклассника».
Основные понятия:
адаптация, положительный эмоциональный фон, мотивация, психогенная дезадаптация, невроз первоклассника, родительские
притязания, режим дня.
Участники:
воспитатель; родители.
Форма проведения:
собрание-студия.
Ход круглого стола:
Воспитатель открывает круглый стол, называет тему.
С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики. «Зазевается» родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста — и ребенок может попасть в категорию «трудных».
Цель нашего сегодняшнего круглого столы состоит в том, чтобы познакомить Вас с различными психологическими проблемами современного школьника и рассказать, как помочь преодолеть их.
Судя по предварительной информации, большинство из Вас волнуются за своих детей. Всем хочется, чтобы дети преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием, но это совсем нелегко, детям нужно помочь.
Как Вы думаете, волнуются ли Ваши дети в связи с приближающимся школьным обучением? Давайте проверим и проведём небольшой тест.
Перед Вами — разноцветные полоски. Полоски коричневого цвета означают сильное волнение, синего — умеренное, красного — радость, уверенность. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.
(Ответы родителей.)
Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе — это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения.
На демонстрационном слайде указаны факторы успешной подготовки и адаптации к школе:
- физическое здоровье;
• развитый интеллект;
• умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• выносливость и работоспособность;
• аккуратность и дисциплинированность;
• хорошая память и внимание;
- развитие мелкой моторики рук;
- инициативность;
- умение действовать самостоятельно;
- умение считать и читать.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора и пронумеруйте их по степени значимости. Обоснуйте свой выбор.
(Ответы родителей.)
А теперь сравните ваши ответы с выбранными ответами учителей начальных классов. (Выводы родителей.)
Сообщение на тему: «Адаптация к школе».
Ребенок приходит в школу уже личностью, со своей картиной мира и определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И для него серьезным испытанием является достижение внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителя.
По данным врачей, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения называется адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает 2-3 месяца. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушением адаптации) является, как правило, наличие стойкой психотравмирующей ситуации.
Многие психологи говорят о том, что самый «страшный зверь», подстерегающий всех на пороге школы, — это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень нервно воспринимают отметки своих детей. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности.
Родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный, не всегда удачный опыт. Они сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие и внутреннее состояние. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок должен защищать себя и от родителей, и от школы, и от учения. В итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.
Хотелось бы посоветовать всем: не ставьте перед ребенком непосильных задач, например, «Учи всегда и все!». Это по силам не каждому ребенку и нередко ведет к возникновению «синдрома отличника». Опасность завышенных требований родителей ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности, что приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником невротических реакций, неврозов, соматических расстройств.
Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербальной (обнять, прижать к себе, поцеловать, погладить по голове).
Вручение родителям памятки-рекомендации «Предотвращение школьной дезадаптации» (Приложение 2 к данному конспекту).
Сообщение на тему: «Режим дня».
Поступление в школу — стресс для ребенка. Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1-й класс, — быстрая утомляемость. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника: соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Полезно выработать привычку рано ложиться и рано вставать. Не забывать о полноценных гигиенических процедурах. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка прогулки на воздухе. Время приготовления уроков нужно выбирать самое продуктивное: с 16 до 17.30. Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности.
(Родителям раздаются памятки с примерным режимом дня).
Просмотр слайдов «Режим дня первоклассника».
Результаты диагностики: «Карта-характеристика
готовности ребенка к школе».
А сейчас разрешите представить Вам результаты диагностики: «Карту-характеристику готовности ребенка к школе». Родители индивидуально рассматривают результаты своего ребёнка.
(Выводы по результатам диагностики.)
Рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения:
— Что нового Вы узнали на нашей встрече?
— Какая часть занятия вызвала особый интерес?
— Охарактеризуйте термин «дезадаптация» несколькими фразами.
Заключительное слово воспитателя
Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации учащихся к новым условиям. Помните, что готовность к школе Вашего ребенка тесно связана с его положением в семье.
Памятка-рекомендация
КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
I. Психологическая и социальная готовность к школе.
1. Желание учиться в школе:
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу пока нет;
в) идти в школу не хочет.
2. Учебная мотивация:
а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.);
в) цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.
3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
1. Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
Общий средний балл уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство ответов — а).
Ниже среднего: большинство ответов — б).
Низкий: большинство ответов — в).
I. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
а) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;
б) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
в) ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
2. Мелкая моторика рук:
а) развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
б) развита недостаточно, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
в) развита плохо, карандашом и ножницами ребенок работает плохо.
3. Пространственная ориентация, координация движений, ловкость:
а) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
б) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточной ловкости;
в) ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
4. Координация в системе глаз — рука:
а) может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии(с классной доски);
б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями;
в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.
Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров.
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы. Общий средний балл уровня развития школьно-значимых психо-физиологических функций.
Выше среднего, средний: большинство ответов — а).
Ниже среднего: большинство ответов — б).
Низкий: большинство ответов — в).
II. Развитие познавательной деятельности.
1. Кругозор:
а) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о своей стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;
б) представления достаточно конкретны, но ограничены непо-средственно окружающим;
в) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру-жающем отрывочны, бессистемны.
2. Развитие речи:
а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
б) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
в) слова из ребенка приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов в предложении).
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
в) уровень активности, самостоятельности ребенка низкий. При выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
а) ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в словах, чувствует и осознает различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются с помощью взрослого;
в) задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
1. Произвольность деятельности:
а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
б) удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
в) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
2. Контроль деятельности:
а) результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью;
б) результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, но самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
в) результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.
3. Темп деятельности:
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной дея¬тельности.
Выше среднего, средний: большинство ответов — а).
Ниже среднего: большинство ответов — б).
Низкий: большинство ответов — в).
II. Состояние здоровья.
Особенности развития ребенка на этапе дошкольного возраста (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие
1. на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).
2. Темпы развития в дошкольном возрасте (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).
3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Группа здоровья .
Заключение
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.
Памятка-рекомендация
«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»
• Соблюдайте режим дня.
• Ограничьте просмотр телевизионных передач.
• С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.
• Встречая ребенка после уроков, порадуйтесь вместе с ним его успехам.
• Будьте щедры на похвалу.
• Не делайте несколько замечаний сразу.
• Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе.
• Выделите специальное время для выполнения домашних заданий.
Наш круглый стол окончен. Задавайте вопросы.
Удачи вам в воспитании ваших детей!
Литература:
1. Н.В. Калинина
«Предшкольное образование и система работы с родителями»
Аркти ; Москва 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»
В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...
Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...
Коррекционно-развивающая программа профилактики школьной дезадаптации "Я-будущий первоклассник!"
Программа "Я-будущий первоклассник!" преднозначена для детей старших дошкольных групп....
Программа дополнительного образования по психологической готовности к школьному обучению "Приключения будущих первоклассников"
для психологов ДОУ...
Круглый стол для родителей на тему: «Определим школьные трудности»
С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как сложен процесс вхождения в школьную жизн...
Круглый стол для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"
Методический материал для проведения круглого стола для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"...
Родительское собрание в нетрадиционной форме круглого стола в подготовительной группе на тему «Будущий первоклассник»
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....