Разрешение конфликтных ситуаций
консультация

Зайцева Светлана Ивановна

Что нужно знать и как себя  вести, чтобы предотвратить детские конфликты, научить детей выходить из конфликтной ситуации конструктивно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_konfliktnyh_situatsiy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога

Разрешение конфликтных ситуаций

В играх маленьких детей время от времени возникают конфликты. Они напоминают стычки детенышей животных. Это одно из первых проявлений агрессивности. Посягательство на чужую территорию или игрушку, некоторая неловкость, нескоординированность действий ведут к тому, что один ребенок невольно затрагивает интересы другого.

   Дети раннего возраста в целом очень любопытны. Им очень хочется потрогать щечки и глазки другого человека, стянуть с него шапку, вынуть заколку из волос, непременно узнать, что у него лежит в сумке, в кармане. Двое малышей пытались выкатить мячик из-под стола, стукнулись лбами, оба плачут, пытаясь, обвинить в этом друг друга.

   Эти и подобные им конфликты легко уладить. Достаточно развести малышей, успокоить каждого в отдельности и объяснить, что другой не хотел причинить ему вреда. Подобные столкновения не мешают общей доброжелательности детского общения, не снижают взаимную тягу и симпатию малышей друг к другу. Предугадать и предупредить их практически невозможно.

   Конфликты между детьми неизбежны. В них ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Конфликт можно разрешить, прибегнув к агрессии, но возможно и мирное разрешение конфликта. Предпочтение той или иной формы разрешения конфликта в немалой степени способствует пример и указание взрослых.

   Мирное разрешение конфликта требует навыков поиска компромисса и способности слушать собеседника. Дети должны искать приемлемые способы решения споров.

Чтобы предупредить конфликты необходимо:

  • Подсказать ребенку слова, которыми нужно пользоваться в конфликтных ситуациях (стой, это мое, верни обратно, подожди своей очереди и т.д.;
  • Спросите, что он чувствует, если у него отнимают игрушку? Объясните, как выражать свои чувства;
  • Научите ребенка словами описывать свои чувства (раздражен, рассержен, взбешен, испуган, разгневан);
  • Научите ребенка обращаться за помощью к взрослому для разрешения конфликта;
  • Научите ребенка, пользующегося силой, пользоваться словами;
  • Вмешайтесь в конфликт, остановите детей и предложите детям подумать о способах разрешения проблемы. Эффективность этого метода в том, что дети получают возможность успокоиться и совместно решить проблему;
  • Сопровождайте слово «Стой» жестом
  • Чаще играйте в игры «Замри – отомри». В ней научите ребенка останавливаться по имени. Используйте это в конфликтных ситуациях;
  • Научите детей расслабляться в разные моменты дня и перед началом разрешения конфликта. Это поможет всем вести себя спокойнее;
  • Когда ребенок агрессивен, становитесь спокойнее по мере нарастания его агрессии;
  • Не убирайте игрушки, ставшие причиной конфликта, таким образом, вы лишаете ребенка возможности научиться навыкам эффективного разрешения конфликта;
  • Читайте детям книги на морально-этичестке темы;
  • Разыгрывайте небольшие кукольные спектакли, показав детям как разрешить споры;
  • Покажите детям примеры щедрости, очередности;
  • Используйте монетку для разрешения споров (одна сторона синяя, другая красная – для выявления очередности);
  • Практикуйте процесс «отдавания» игрушки с помощью обмена небольшими подарками (ручного труда);
  • Используйте похвалу за каждый правильный выход из конфликтной ситуации

Ребенок обращается к взрослому за помощью по следующим причинам

  • Опасение за других детей
  • Действия других детей вызывают у ребенка страх
  • Необходимость подтверждения правильности собственного поведения
  • Попытка создать неприятности другому ребенку

В каждом из этих случаев вам надо решить:

  • Требуется ли ребенку ваша помощь?
  • Может ли он сам справится, получив подсказку?
  • Или его обращение нужно проигнорировать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя-логопеда по разрешению конфликтных ситуаций в группе компенсирующей направленности

C каждым годом увеличивается количество детей, которых условно можно отнести к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Без участия семьи в коррекционном процессе его успешность и положите...

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с помощью диадного песочного подноса

Краткое описание инновационной технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса в парах с помощью диадного (двойного) песочного подноса. Модификация...

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми

Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков....

Как найти эффективные способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми.

Способы разрешения конфликтной ситуации в общении с детьми. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чт...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...