Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
статья по логопедии по теме
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода наглядного моделирования | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи.
Сергеева Н.В., учитель-логопед
МДОУ ЦРР детский сад № 20,г. Ливны
Роль наглядности в процессе обучения трудно переоценить, Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я.А. Каменский, призывающий учить детей познавать предметы, явления и события, а не только чужие свидетельства о них, и обосновавший «золотое» правило, согласно которому при обучении надо предоставлять видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусу - вкусом, доступное осязанию – путем осязания.
Развивая идеи Я.А. Каменского о наглядности в обучении, К. Д. Ушинский также подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, их наглядно – образному мышлению. Поэтому наглядное обучение должно строиться от конкретного к абстрактному, от представления к мышлению.
Особую роль наглядность играет в обучении детей с нарушениями речи. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование, какого – либо образа, понятия, благодаря чему знания лучше усваиваются и тем самым поддерживается интерес к занятиям.
Дети с недоразвитием фонематического слуха испытывают особые сложности при усвоении абстрактных понятий при подготовке к обучению грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения, не подкреплены иллюстративным материалом.
Современные тенденции коррекционно – развивающей педагогики требуют новых, эффективных методов обучения, Одним из таких методов является моделирование, которое представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. Д. Давыдов).
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения грамоте, позволяет наглядно представить такие абстрактные понятия как «звук», «слово», « текст», научиться работать с ними.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов.
1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
2. Перевод его на знаково-символический язык
3. Работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением самостоятельного участия дошкольников. При освоении действия наглядного моделирования происходит:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие у дошкольников умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа анализа новых явлений.
Минимальная произносительная единица речи – звук, с него начинается коррекция всех сторон речи. Работу над звуками начинаем с рассматривания органов артикуляции того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями их на моделях артикуляции, разработанных Акименко В.М. ( г. Ставрополь)
– Губы растянуты в улыбке – на модели узкий горизонтальный прямоугольник. Воздушная струя проходит без препятствий. Голосовые складки вибрируют – на модели колокольчик.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слов, установление различной роли звука, основных его качественных характеристик. При знакомстве с графическим изображением звука мы связываем его фонетический образ со зрительным. Предлагаем детям дать самостоятельно речевую характеристику звука. Это нужно для того, чтобы дети четко понимали: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим и пишем
Метод наглядного моделирования в формировании фонематической функции речи позволяет:
- научить детей интонационно выделять звук в слове,
- называть слова с заданным звуком,
- находить позицию звуков в словах и соотносить со схемой,
- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов,
- различать твердые и мягкие звуки,
- вычленять ударение,
- различать ударные и безударные гласные.
Для овладения этими навыками изготовлены и применяются, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуально – подгрупповом обучении разные модели.
- « Произнеси цепочку звуков по символам»
Дети получают карточки, на которых изображены 3-4 символа гласных звуков. Ребенок пропевает песенку. Затем задание усложняется: предлагается выделить один из звуков интонационно (повышением или понижением голоса).
- «Звуковое кольцо»
Дети учатся находить заданный звук в словах и соотносить с моделью.
Круг состоит из двух колец: Внешнего и внутреннего. На внешнем кольце расположены графические изображения звуков. На внутреннем – картинки. Ребенок находит картинку, в названии которой есть заданный звук, и помещает в сектор с его графическим изображением.
У этой модели есть вариант с вращающимся внутренним кольцом по типу «Колец Луллия»
- Обозначение в схеме характеристик согласных звуков с опорой на буквы гласных.
Дошкольникам предлагается схема О а О е О у .
Она не соответствует какому – то конкретному слову, представляет собой нечто обобщенное. Дети обозначают соответствующим цветом мягкость и твердость каждого согласного.
Используются также такие модели, как «Пирамида», «Узнай хозяина», «Волчек», по которым дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.
Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идет по линии слушания и говорения. Использование метода наглядного моделирования помогает «материализации» звуков и является эффективным и необходимым средством при формировании фонематической функции речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 6, 2013 год "Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"
"Особенности формирования внутреннего плана речи на логопедических занятиях"...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...
Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"
Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...