«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»
методическая разработка

Фетисова Нина Юрьевна

Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fetisova_n.yu_.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей

с особыми возможностями здоровья  в условиях  введения ФГОС ДО» 

Руководитель физического воспитания

Фетисова Н.Ю. высшей категории

 МБДОУ № 107 г. Ростова-на-Дону

        В настоящее время в системе дошкольного образования, происходит существенные  изменения. С 01.09.2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании», согласно которому детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса, уровня системы общего образования. ФГОС ДО регламентирует деятельность дошкольного образования и является обязательным для исполнения во всех образовательных организациях.

        Стандарт, призванный поменять социальный статус дошкольного детства, определяет новое отношение к ребенку в образовательном процессе, суть которого – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.  Одним из важных принципов  ФГОС ДО являются полноценное проживание ребенком всех этапов детства, что предполагает создание условий для эмоционального благополучия, личностной индивидуальной успешности ребенка.

        Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей с особыми образовательными потребностями, прежде всего для детей с ранним детским аутизмом, синдромом Дауна в в форме игры, познавательной и следовательской деятельности.

        Построение  образовательного процесса предполагает комплексность подхода обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие). Отказ от занятий как от учебной модели обучения – одно из существенных нововведений стандарта, которые рекомендует использование форм отличных от занятий типа школьного урока.

        Требование ФГОС ДО исключают привычные предметные области - рисование, развитие речи и т.д. не употребляется слово «занятие». Все это заложено в образовательной области и определяется как «непосредственная деятельность» Построения образовательного процесса предполагается на адекватных возрасту формах работах с детьми, а ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая теперь должна стать основной организационной формой образовательного процесса.

        Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

        Важным принципом дошкольного образования является партнерство. Поэтому одна из важных задач стандарта - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        Особенности взаимодействия педагогического коллективами семьями - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых  отношений, повышение компетенции родителей в области воспитания. Семья должна стать полноправным участником образовательного процесса принимать активное участие в управлении, это меняет подходы к организации взаимодействия, повышает степень участия и ответственности всех субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей). Качества семейного воспитания, повышения ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этим диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм взаимодействия с семьей.

        Одной из эффективных форм образовательной деятельности является  познавательный игровой сеанс, представляющий собой особую форму образовательной деятельности направленную на развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования деятельности, активными участниками которой являются дети, педагоги, родители.

        Познавательный игровой сеанс наиболее точно отражает понимание данной формы, т.к. он направлен на развитие детей с особыми возможностями здоровья  и формирование их познавательных интересов.

        Познавательно игровой сеанс может использоваться в качестве вариативной формы организации образовательной деятельности в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. При организации игрового сеанса активными участниками образовательных отношений становятся родители.

        Познавательных игровой сеанс имеет ряд преимуществ позволяющих решать спектр задач, которые необходимо реализовывать в связи с введением ФГОС ДО, в частности:

- комплексное развитие всех направлений личности ребенка в пяти взаимодополняющих образовательных областях 9социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);

- создание благоприятной социальной ситуации развитие воспитанников  , соответствующей специфики дошкольного возраста(с использованием игры, соответствующих возрасту видов деятельности).

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи путем партнерского взаимодействия с родителями в непосредственной образовательной деятельности;

- построение образовательного процесса в рамках личностного - ориентированного подхода (с учетом возрастных, индивидуальных возможностях и потребностей ребенка и семьи)

- обеспечение возможности взаимодействия воспитателей и педагогов ДО

(музыкального руководителя, психолога учителя логопеда учителя дефектолога и других) в непосредственной образовательной деятельности (для обеспечения единства требования и единого подхода к развитию ребенка) координации усилий и единства стиля работы дополнительных специалистов,  воспитателей, родителей).

- способствование профессиональному развитию педагогических работников( совершенствование компетенций по взаимодействию с семьей, применение новых форм образовательной деятельности детей)

- создание благоприятных условий для обеспечения успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

         Перечисленные преимущества позволяют использовать познавательный игровой сеанс в качестве эффективной формы образовательной деятельности в массовых и коррекционных группах, в группах кратковременного пребывания, в период адаптации  детей к дошкольному учреждению. Высокоэффективно проведение в форме игрового сеанса таких мероприятий как: игровые праздники и развлечения итоговые и открытые занятия, тематические мероприятия, дни именинников.  Игровые сеансы могут проводиться регулярно ( быть включенными в годовой план работы) или однократно (в зависимости от текущих задач деятельности.

        Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решать спектр разнообразных задач совместно с детьми родителями и специалистами.

        В требованиях стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования сказано, что деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащие исполнение ими их профессиональных обязанностей.

        Познавательный игровой сеанс является формой образовательной деятельности, позволяющей обеспечивать экономию времени на решение комплекса задач стоящих перед педагогом: обеспечивать развитие ребенка и взаимодействовать с семьями воспитанников.

        Технология проведения познавательного игрового сеанса раскрывает следующие характеристики:

        - цели и задачи, решаемые с помощью познавательного игрового сеанса;

        - описание структуры сеанса с обозначением задач в каждом структурном компоненте  и особенности его проведения;

        - основные принципы построения сеанса;

        - формы и место проведения сеанса, его структурирование по времени, количество участников.

         При проведении игровых сеансов необходимо учитывать два вектора целеполагание. Первый направлен на работу с детьми: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; формирование психических и физических качеств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; Второй ориентирован на взаимодействие с родителями : обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в  опросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; гармонизация детско-родительских отношений; обучение родителей методом игрового взаимодействия с детьми. Данная форма позволяет родителям не только присутствовать принимать участие, но и участвовать в практической игровой деятельности вместе с ребенком. Обогатить игровое взаимодействие, получить опыт конструктивного общения с ребенком а также повысить свою педагогическую компетенцию. Так родитель становится активным участником образовательного процесса.

        В современных условия все больше возрастает необходимость взаимосвязи в работе специалистов- учителя дефектолога, педагога-психолога, логопеда, музыкального руководителя, руководителя физического  развития) и воспитателей, ведь эффективность образовательной деятельности определяется ее целостностью , комплексным подходом в решении поставленных задач. Игровой сеанс, как  образовательная форма предоставляет возможность совместного участия нескольких специалистов в игровом сеансе, тем самым обеспечивая требований  единства, улучшая качество и эффективность образовательной деятельности.

        Для успешной реализации необходимо соблюдать ряд условий. Познавательный игровой сеанс имеет определенную структуру и принципы проведения сеанса.

Структура сеанса состоит из взаимосвязанных компонентов:

  1. Индивидуальное приветствие
  2. Самостоятельная игровая деятельность
  3. Групповое приветствие
  4. Непосредственная образовательная деятельность
  5. Продуктивная деятельность
  6. Совместная игровая деятельность педагога с детьми
  7. Дополнительный компонент в структуре сеанса
  8. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
  9. Прощание

        Последовательность компонентов может меняться в соответствие с условиями проведения, индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание.

        Продолжительность группового сеанса отличается от традиционных форм образовательной деятельности дошкольных учреждениях и может состоять от 20 до 60  минут. Увеличение времени происходит за счет включения  в сеанс самостоятельной деятельности детей , а также педагогов и родителей с детьми. Эта деятельность, подчиненная общей теме и цели игрового сеанса, одновременно является разновидностью динамической паузой помогающая детям  с особыми возможностями здоровья избежать утомления.

         Дополнительный компонент, как правило, добавляется в структуру сеанса, если он проводится с участием нескольких специалистов. Как правило выделяется ведущий и специалисты, каждый из которых отвечает за свой компонент в структуре сеанса или координирует вовлечение детей и родителей в игровой сеанс.

Литература.

1. Янушко Елена «Игры с аутичными детьми» установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия;

2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 2.

2. Веденина М. Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. — 1997. — № 3.

3. Ульянова Р.К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. - 1988. - № 4. -

4.  Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // газета "Педагогический поиск" , № 9, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового сеанса по теме: "Встреча друзей" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Способствовать осознанию ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения; способствовать снятию психоэмоционального ...

Эффективные формы организации образовательной деятельности детей

Лэпбук  является одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы. Это  универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей,...

Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...

Консультация для родителей "Формирование игровой деятельности ребенка с особыми возможностями здоровья"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736819","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"418","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736822","...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Число детей с особыми физическими и психическими возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым годом увеличивается.  Детский сад становится тем местом, где каждый ребенок  может полноценно развивать...