Социализация детей с особыми возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Число детей с особыми физическими и психическими возможностями здоровья (ОВЗ) с каждым годом увеличивается.  Детский сад становится тем местом, где каждый ребенок  может полноценно развиваться, адаптироваться  к жизни, социализироваться, потому что построение коррекционно-развивающей части образовательной программы решение всех перечисленных проблем. Материал знакомит с опытом работы дошкольного учреждения в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социализация детей с ОВЗ в ДОУ25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с особыми возможностями здоровья

в дошкольной образовательной организации

Учитель-логопед

 МБДОУ д/с № 7

г. Североморска

 Никульшина О.А.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными
физическими и психическими возможностями. И если для родителей
нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может
пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать
что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может
быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и
адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение
коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную
направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-
волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной
адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в
обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к
проблемам связанными с трудностями в обучении.

В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с

ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и
неисполнением главных педагогических
закономерностей:

  • ограничено общение,
  •  деформирована система коллективных отношений (прежде всего со
    сверстниками),
  • отсутствует или сужена социальная активность.

Поэтому в современном обществе воспитание
уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать  с дошкольного возраста, так как дети дошкольного возраста природно достаточно толерантны.  А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Инклюзивное образование - обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь дошкольной образовательной организации, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии - не просто поместить ребенка в обычную общеобразовательную группу, а изменить организацию пространства учреждения, а также образовательной процесс, так, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. МБДОУ д/с № 31 г. Североморска осуществляет полную инклюзию (дети с ОВЗ посещают общеразвивающие группы в течении всего дня (12 часовое пребывание) и частичную инклюзию (дети-инвалиды посещают отдельные мероприятия, развлечения по приглашению специалистов)

 Основополагающими приоритетами инклюзивного образования в ДОО считаются: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ.

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с особыми возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребенка. Основная задача такого включения: формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, человеколюбие, милосердие, терпимость, осознание себя частью общества; предоставление возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможности взаимопомощи и развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Выделение «особых» групп в дошкольных учреждениях часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.

Особенности инклюзивного образования:

  • дети живут вместе в обычной группе детского сада,
  • вместе с воспитателями специалисты оказывают адекватную и регулярную помощь воспитанником с ОВЗ, внимание акцентируется на возможностях и сильных сторонах ребенка;
  • дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные;
  • дети с особенностями в развитии получают полноценное образование на дошкольном уровне и социализируются в среде сверстников;
  • проблемы развития, эмоционального состояния детей с особенностями в развитии становятся важными для окружающих.

Инклюзивное образование для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов имеет ряд преимуществ. Наблюдение за выпускниками ДОО в школе показывают, что дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, не посещающими ДОУ.. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ, у них появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. Дети с особенностями развития в этой среде включены в более насыщенный образовательный процесс, результатом чего становится улучшение навыков и умений. Обычным делом в таких группах становится дружба между детьми с особенностями и без особенностей.

Хочу остановится на основных, на наш взгляд, принципах инклюзивного образования:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких

методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные

образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и  предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является
одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования.

Реализация данного принципа помогает предотвратить появление
«выученной беспомощности» - феномена, когда ребенок не прикладывает

собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней

инициативы.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Для эффективной социализации детей с ОВЗ необходимы серьезные изменения в работе педагогов и специалистов:

  • Стимуляция атмосферы взаимной заботы и помощи: демонстрация и формирование отношения сочувствия и позитивных способов общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов: обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться друг к другу и к детям, нуждающимся в помощи, ищут средства вовлечения их в совместную деятельность, игры и т.п.
  • Создание  ситуаций для сотрудничества детей друг с другом,
  • Предоставление  детям с ОВЗ возможности отвечать за что-то в группе («дежурные по...»). Организуют активность детей во время занятий (забота о растениях), организация обеда, и т.п.- в  зависимости от возможностей этих детей.
  • Использование естественных и образовательных ситуаций для

развития социальных навыков (например, выражения чувств,
соблюдение очередности, через сюжетно-ролевые игры, проектную деятельность, изготовление атрибутов и пособий для игр и занятий, рисование и другое). Опыт показывает эффективность взаимодействия детей в  микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

Инклюзивное образование невозможно без активного участия в нем родителей воспитанников. Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ являются:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,
  • установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители»,
  • объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребенка и его социализации в среде сверстников.

Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что на начальном этапе  возникают проблемы у родителей «обычных» детей. Родители детей, которые развиваются  типичным образом, часто высказывают опасение, что присутствие в группе детей, которые требуют особой поддержки. Может задерживать развитие их собственного ребенка.  Однако, опыт показывает обратное: развитие «обычных» детей не только не страдает, но и «выигрывает» - в отношении поведения, социального и нравственного развития достижения детей, обучающихся в группе, осуществляющей инклюзивное образование, значительно выше. Отношение сверстников к нетипичным детям в таких группах очень отличается от детей, которые мало общаются с детьми с ОВЗ – оно становится спокойнее, с бОльшим пониманием и сопереживанием.

        Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

  • все дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии ( и особенно в развитии социальных навыков и духовно-нравственного воспитания);
  • все дети в группе адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
  • все дети получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
  • родители детей с особыми возможностями здоровья понимают перспективу развития своего ребенка, актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • все родители полноценно участвуют  в процессе обучения и развития своих детей;
  • родители ребенка с ОВЗ проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»

В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ....

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...

Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)

В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...