Звуковая сторона в общеречевом развитии дошкольников
консультация (средняя группа)
Воспитание звуковой культуры речи - это важнейший этап в общеречевом развитии дошкольников. Это имеет огромное значение для общения ребенка со сверстниками и взрослыми и для дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._zvukov.storona_.docx | 14.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звуковая сторона слова в общеречевом развитии
дошкольника».
Своевременное формирование правильного звукопроизношения имеет важное значение для общей культуры речи и для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного обучения в школе.
Произносительная сторона речи формируется в дошкольном детстве. Овладение ребенком речи успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Овладение правильным произношением звуков не у всех детей идет равномерно. Помогая ребенку овладеть правильным звукопроизношением, не следует чрезмерно форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.. Перегрузка может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним, не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Если окружающие ( например дома) говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Также, следует отметить, что в общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять звукоподражания ( «бибика», «бай-бай» и т.п.). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Если ребенок неправильно произносит какие-то звуки, не следует передразнивать его, ругать. Это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не говорить его, заменяя другим или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произношения.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка. Установлено, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности, как правило, отстают в развитии. Дети, физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. То есть формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Литература
1. Александрова А.В. Развитие речи для малышей.- М.:Экема, 2011- 48с.
2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики.- Ярославль: Академия развития, 1997- 223 с.
3. АндриановаТ.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв.- М.: Астрем,2013- 35 с.
4. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников.- СПб: Детство-Пресс, 2009- 208 с.
5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей.- М.: ТЦ Сфера,2004- 144 с.
6. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей. - М.: Ювента,2007- 93 с.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. - М.: Ювента,2007- 93 с.
8. Колесникова Е.В. От слова к звуку. - М.: Ювента,2007- 64 с.
9. Колератова Н.Г. Учимся говорить правильно. - М.: ТЦ Сфера,2004- 208 с.
10. Максаков А.Н. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение¸1982- 159 с.
11. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение¸1982 - 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Значение звукового строения слова в общеречевом развитии дошкольников"
Материал по развитию речи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Развитие звуковой стороны речи дошкольника
В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....
Зуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника.
Значенеие звуковой стороны слова в общеречевом развитии дошкольника....
Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов
Этапы реализации:I. ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...
"Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"
quot;Формирование звуковой стороны речи у младших дошкольников"...