Развитие звуковой стороны речи дошкольника
презентация по логопедии на тему
В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zvukovoy_storony_rechi.pptx | 343.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы и закономерности развития речи ребёнка в условиях онтогенеза Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости .
Раннее речевое развитие Показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений, и уже к 2,5-3 годам дети пользуются трех-, четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди - идет - идем - не иду; кукла - кукле - куклу).
Устойчивость внимания и памяти, понимание речи. Речевое подражание. Словесные комбинации из 2 -х и более слов. Грамматические изменения слов по числам, падежам, лицам и временам. Сложные типы предложений.
3 года Ребенок правильно произносит многие гласные и согласные звуки. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. На замену свистящих (С-З-Ц) и шипящих (Ш-Ж-Щ-Ч) приходят звуки Т-Ть , Д-Дь . Звуки Р-Рь , Л-Ль могут пропускаться или заменяться на другие звуки. Нередко отмечается недостаточная дифференциация (различение) звонких и глухих согласных.
4 года Исчезает смягченное произношение звуков, замены свистящих и шипящих на звуки Т-Ть , Д-Дь . Появляются свистящие звуки С-Сь , З-Зь , Ц. Чётко дифференцируются звуки Ль и Й (йот). Звуки Ш, Ж могут произноситься недостаточно четко. Таким образом, в возрасте до пяти лет у детей ещё наблюдаются физиологические особенности звукопроизношения; они вызваны возрастными проявлениями строения и функционирования артикуляционного аппарата и исчезают самостоятельно без логопедической помощи.
5 лет Ребенок правильно произносит в самостоятельной речи и дифференцирует свистящие и шипящие звуки. Иногда встречаются отдельные ошибки при их различении в малознакомых, трудных словах. Постепенно формируются звуки Л и Р (мягкие пары могут появиться раньше).
6-7 лет В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. У ребёнка формируется готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для дальнейшего овладения грамотным письмом и чтением.
Что должно насторожить? Если в 2,5-3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений - необходимо проконсультироваться у логопеда, проверить физиологический слух. Если в 5-6 лет ребенок допускает стойкий аграмматизм , сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск - это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции.
Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Усвоение частей речи: 1.существительные (местоимения), 2.глаголы, 3.наречия ( к 3 -м годам может быть до 70 ), 4.прилагательные , 5.числительные (усваиваются очень медленно, особенно согласование с именем существительным), 6.предлоги и др.служебные части речи. К трём годам предложения могут состоять из 5-8 слов, а словарный запас превышает 250 слов.
Коррекция речевых недостатков у детей более эффективна, если логопед, воспитатель и родители объединяют свои усилия при формировании и закреплении речевого материала в процессе совместной деятельности на протяжении учебного года. Воспитатель наряду с образовательными решает и определённые коррекционные задачи, направленные на преодоление отставания как в интеллектуальной, так и в сенсорной и поведенческой сфере, обусловленного ЗРР.
Воспитатель: - должен иметь фонетически, грамматически и лексически правильно оформленную речь; - слышать и определять пробелы в лексико-грамматическом и фонетическом развитии ребёнка; - осуществлять индивидуальный подход при контроле за речью детей с учётом их речевых возможностей;
Воспитатель: - проводит с детьми простейшие упражнения артикуляционной гимнастики, помогающие вызыванию отсутствующих звуков; - организует речевую практику детей в процессе режимных моментов с целью закрепления полученных навыков в повседневном общении; - включает упражнения для развития мелкой моторики рук (обязательным условием эффективности проводимой работы является постоянное речевое сопровождение выполняемых действий);
Воспитатель: - создаёт доброжелательную обстановку в группе, поощряет и воспитывает уверенность детей в овладении правильной речью, учит преодолевать речевой негативизм, избегать переживаний, вызванных недостатками речи; - корректно исправляет ошибки в речи ребёнка, не привлекая внимания других детей.
Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. 2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 3. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие . — М.: Соц.-полит , журн., 1994. 4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр . — М.: Просвещение, 1979. 5. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед . уч-щ по спец. № 03.08 « Дошк . воспитание». – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов
Этапы реализации:I. ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...
Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет
Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...
Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.
Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников. 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...