Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
статья по развитию речи (старшая группа)
Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной умственной работы. Упражнения и игры на знакомство с рифмой можно проводить в утренние или вечерние часы, на прогулках, в часы игр или как часть занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_rifmoy.docx | 18.5 КБ |
znakomstvo_doshkolnikov_s_rifmoy.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с рифмой,
как способ развития звуковой стороны речи.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.
Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.
- «Подумай и скажи»
Знакомство с рифмой.
Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.
- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?
Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.
- Птичка-синичка.
- Хорошо. Кто другое слово предложит?
- Певичка.
- Невеличка.
- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т.д.
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.
Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
- «Загадки-складки»
Можно использовать загадки с ответами в рифму.
- Целый день «уа-уа»,
Вот и все ее… (слова).
- Утром я в густом лесу
Видел рыжую ... (лису).
- Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… (боюсь)!
- Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал ... (зайчик).
- «Найди пару»
Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
Примеры:
- свечка, ручка, печка
- котик, домик, ротик;
- пастух, петух, пакет.
- и т.д.
Литература:
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с рифмой,
как способ развития звуковой стороны речи.
Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, одним из этапов которого является анализ звуковой структуры слова и активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающим в различных видах деятельности, в частности в игре.
Игры на подбор рифм могут использоваться в качестве элемента непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе, а так же родителями.
Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится рифмованное сочетание слов, нравится придумывать свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.
«Рифма – это слова, похожие по звучанию» - так можно объяснить «рифму» детям, предлагая поиграть в составление рифмованных текстов.
- «Подумай и скажи»
Знакомство с рифмой.
Наглядный материал: Игрушки: птичка, мишка, зайка.
- Все слова звучат по-разному, но есть среди них такие, что звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат похоже?
Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию каждой будем подбирать похоже звучащие слова. В начале к слову птичка. Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получается? Произнеси сразу два слова.
- Птичка-синичка.
- Хорошо. Кто другое слово предложит?
- Певичка.
- Невеличка.
- Удачные слова, все подходят к птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка, невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка. И т.д.
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка.
Затем дети подбирают похожие слова к слову зайка: незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.
- «Загадки-складки»
Можно использовать загадки с ответами в рифму.
- Целый день «уа-уа»,
Вот и все ее… (слова).
- Утром я в густом лесу
Видел рыжую ... (лису).
- Ты не бойся – это гусь,
Я сама его… (боюсь)!
- Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал ... (зайчик).
- «Найди пару»
Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов. Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
Примеры:
- свечка, ручка, печка
- котик, домик, ротик;
- пастух, петух, пакет.
- и т.д.
Литература:
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» М., Просвещение 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Развитие звуковой стороны речи дошкольника
В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....
Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов
Этапы реализации:I. ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...
Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет
Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...
Консультация для родителей. Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников.
Консультация для родителей.Упражнения для развития звуковой стороны речи у дошкольников. 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «мол...