Методическая разработка "Значение звукового строения слова в общеречевом развитии дошкольников"
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Значение звукового строения слова в общеречевом развитии дошкольников
Мир, в который приходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем, ребенку нужно разобраться и ознакомиться с отношениями, событиями и явлениями окружающей действительности. Ребенок должен не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль принадлежит взрослым, которые находятся рядом с ним. Взрослые во время наблюдений, игр, прогулок, труда, занятий побуждают ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивают умение спрашивать, рассуждать, опровергать, а также влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его зарождения, поскольку мама начинает общаться с малышом еще до его появления на свет, а это очень важно для психического благополучия ребенка. Понимание речи малышом опирается на примерах усвоения предметных отношений,знаний о назначениях предметов мимики, жестов, интонации взрослого, поскольку всеми сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослым. Поэтому огромное значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова:его звуковым слоговым составом.
В период дошкольного детства происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, грамматического, лексического состава языка. Связывая слово с представлениями об определенном предмете ребенок учится сопоставлять, сравнивать , передавать словесно все увиденное и услышанное. Общение со взрослым организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт. Слово для дошкольника выступает прежде всего со стороны своего значения смыслового содержания. Особенно трудно для детей звуковое различение слова на слух,поскольку дети еще не осознают звуковой состав слов. Поэтому важная задача педагога-сформировать у дошкольников умения и навыки, которые помогли бы им научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в предшкольном возрасте. Ребенок с помощью взрослого учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова,различать их,вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова-длительный процесс и он осуществляется в различных видах деятельности. Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода в детский сад, где воспитатель приучает их отчетливо и внятно произносить звуки,соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию слова, произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса. Педагог серьезное внимание должен уделять развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата. У детей старшего возраста, которые уже начинают различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком развивается способность к звуковому анализу слова, побуждается интерес к его ритмико-слоговому строению. Особое место в работе с детьми по развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов,смене одного звука другим, порядку следования звуков.Во всех возрастных группах работа воспитателя по ознакомлению дошкольников со звучащим словом должна тесно связываться с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях необходимо вести работу по активизации и уточнению словаря детей, закреплению грамматического строя речи, совершенствованию диалогической и монологической формы речи. Умело подбирая лексический материал, применяя различные технические средства при работе с детьми, воспитатель, таким образом раскрывает перед дошкольниками звуковое многообразие слова, его красочность и образность.
Такая подготовка в свою очередь помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит дошкольника к усвоению грамоты, письменной речи.
В результате работы над, звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Ребенок начинает чувствовать выразительные средства языка, оттенки слов, их грамматическую форму, в результате такого обучения возникает процесс его саморазвития. В дальнейшем всё это помогает ребенку самостоятельно экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника.
Значенеие звуковой стороны слова в общеречевом развитии дошкольника....
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...