Зуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника.
статья на тему

Нетунахина Ирина Евгеньевна

Значенеие звуковой стороны слова в общеречевом развитии дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника.

        Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств  предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться доступными его пониманию общественными явлениями, трудовой деятельностью человека.

 Особая роль принадлежит взрослому (родителям, воспитателю), которые во время наблюдения, игр и образовательной деятельности побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияет на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.  

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психологического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринимать и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос матери и других близких, осуществляющих уход за ним. К трем месяцам при появлении матери, восприятии ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, гулить. К шести месяцам под влиянием общения со взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух. Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого. Освоение звучащей материи языка в общении со взрослым имеет для маленького человека очень большое значение. В присутствии взрослого малыш гулит, этим привлекая к себе внимание; звучащая речь вытесняет все остальные впечатления.

Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, знания о назначении предметов, атакже на понимание мимики и жестов взрослого, интонации речи. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова. Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослым.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольников со словом – его смысловой и фонетической, или звуковой, стороной.

Дошкольник действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.

В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных слов, накопленных в детском опыте.

Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен, на ритм, звучание слов. Уже к концу первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправильность произношения звуков в словах своих сверстников, делает попытки исправить их, т.е. ему становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора различных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами  важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического знания.

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно.  Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных  игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...

Дидактическая игра - как основной метод знакомства дошкольников со звуковой стороной слова

Ребёнок  должен пойти в школу с чистой хорошо развитой речью. В ре­чевой подготовке дошкольников помогают словесные игры, игры со зву­чащим словом, игры - путешествия, а так же заниматель...

Консультация для педагогов «Значение игр со словом для речевого развития дошкольников»

  Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребе...

«Развитие общеречевых навыков дошкольников в изобразительной деятельности»

В процессе работы с детьми логопедической группы я столкнулась с проблемами нарушения формирования всех компонентов речевой системы: позднее начало речи, своеобразный ход ее развития, замедленный темп...

Звуковая сторона в общеречевом развитии дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи - это важнейший этап в общеречевом развитии дошкольников. Это имеет огромное значение для общения ребенка со сверстниками и взрослыми и для дальнейшего обучения в шко...