Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов
презентация по развитию речи
Этапы реализации:
I. Организационный
- Диагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;
- Изучение и обобщение данных, полученных в ходе изучения детей, обработка результатов диагностики;
- Отбор методов, пополнение картотеки упражнений.
II. Основной
- Перспективное планирование, календарно тематическое планирование;
- Разработка индивидуальных карт работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.
III. Заключительный
- Повторная диагностика. Сравнительный анализ. Оценка результатов;
- Коррективы;
- Перспективы на будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razvitie_zvukovoy_storony_rechi.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ
Условия возникновения опыта: Результаты диагностики уровня развития (на начало учебного года) вновь прибывших детей трёхлетнего возраста показали, что у большинства дошкольников слабо развита речь, нарушено звукопроизношение. У 30% детей имеется диагноз: задержка речевого развития, поэтому возникла необходимость в разработке профилактико-коррекционных комплексов.
Актуальность. Состояние здоровья поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и в обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% общего количества детей, поступающих в школу. В ряду функциональных отклонений здоровья детей самую многочисленную группу составляют воспитанники с нарушениями речевого развития, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и её недостатки могут привести к нарушению чтения и письма. В связи с этим такие направления деятельности ДУ, как диагностико-коррекционное и профилактическо-оздоровительное, становятся приоритетными. У детей всё чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития. Это заставляет модифицировать привычные формы, методы и содержание профилактической и коррекционной работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов, поиском путей укрепления детского здоровья.
Негативное влияние на речевое развитие ребёнка оказывает неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприёмник. Кроме того, в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребёнком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками. Современный дошкольник отличается наслушенностью, говорит много, но плохо. Поэтому педагогам ДОУ крайне важно вести разъяснительную и консультативную работу с родителями по привлечению их к активному участию их в речевом развитии своего ребенка.
Цель : организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики. Задачи : - совершенствовать работу артикуляционного аппарата; - развивать мелкую моторику; - развивать диафрагмальное и речевое дыхание; - развивать мимическую мускулатуру, обучать ощущению своих эмоций; - корректировать дефектное звукопроизношение: а) закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков; б) продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний; в) развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять место звука в слове; г) совершенствовать интонационную выразительность речи.
Этапы реализации: I . Организационный Диагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей; Изучение и обобщение данных, полученных в ходе изучения детей, обработка результатов диагностики; Отбор методов, пополнение картотеки упражнений. II . Основной Перспективное планирование, календарно тематическое планирование; Разработка индивидуальных карт работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. III . Заключительный Повторная диагностика. Сравнительный анализ. Оценка результатов; Коррективы; Перспективы на будущее.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи детей. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие успешности ребенка. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Ведь если у ребенка есть какие-то нарушения в речи могут возникнуть проблемы в общении с детьми, со взрослыми. Не умея выразить свою мысль словами, некоторые ребята замыкаются в себе, другие злятся, проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
Выделяются основные задачи педагогической работы по развитию, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач: К числу первых принадлежат: Развитие связной речи; Развитие лексической стороны речи; Формирование грамматического строя речи; Развитие звуковой стороны речи; Развитие образной речи. Как организм ребенка представляет собой единое целое, так и задачи развития речи связаны между собой и имеют влияние одна на другую. Поэтому работая над одной из задач мы невольно затрагиваем и другие. Но в этой взаимосвязи можно выделить ведущую линию речи детей определенного возраста.
Остановимся на одной из них – развитие звуковой культуры речи. Она включает работу по обучению правильному звукопроизношению. Которая всегда выделялась, как ведущая линия развития речи 3 – 4 лет. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях ребенка. При определение последовательности работы с детьми нужно учитывать степень трудности артикуляции звуков, а также возрастные особенности усвоения. В младших группах отрабатывают наиболее простые гласные и согласные звуки. В средних осваивают произношение звуков, наиболее трудных по артикуляции (свистящих, шипящих и сонорных). В группах старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется часто смешиваемых звуков, а также подготовке детей к обучению грамоте. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка).
Линейные звуковые единицы (звук – слог – слово – фраза - текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация ( мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи ). Практическое владение языком предполагает различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна производиться систематически. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Обоснование комплексности методов Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения интонаций – строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный «заряд». Кроме этого, опираясь на свой опыт, я заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные опасения, страхи у детей. Страхи повышают у тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться , проявлять свои способности. Психогимнастические упражнения являются средством преодоления данных проблем у детей. Параллельно с развитием умения пользоваться интонацией осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы. Предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает на развитие музыкального слуха. Таким образом возможности использования своего голосового аппарата значительно расширяются. Важным подспорьем в процессе развития речи является гимнастика для пальчиков. Немаловажное значение для произношения звуков имеет правильный вдох и выдох. Выработать его поможет дыхательная гимнастика .
В программах ДОУ есть специальный раздел «Звуковая культура речи», в котором обозначены задачи по формированию правильного звукопроизношения детей. К сожалению, этому разделу не уделяется должного внимания в том объеме , который необходим в настоящее время, когда наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. (Занятие по развитию правильного звукопроизношения проводится 1 раз в месяц). Поэтому крайне важно увеличить количество игр по звуковой культуре речи . Особенно это касается игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха . Необходимо также более широкое использование этих игр не только на речевых занятиях и в первую очередь в режимных моментах . Таким образом, на основании вышесказанного педагогам и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям: развитие речевого дыхания; развитие речевого аппарата; развитие мелкой моторики; развитие эмоциональности, мимической мускулатуры; развитие правильного звукопроизношения, слухового внимания, силы голоса, речевого слуха.
Средствами (методами) развития звуковой стороны речи стали: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика; психогимнастические упражнения; дидактическая игра.
Дыхательная гимнастика У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается нарушение дыхания. Неправильное речевое дыхание – нередко причина ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы или слова, проглатывание окончаний и т.д. Дыхание, с одной стороны, служит физиологической основой речи, а с другой – является важной составляющей произвольной саморегуляции и, если оно правильное, способствует оздоровлению всего организма в целом. Правильное дыхание – смешанно-диафрагмальное. Развитие правильного речевого дыхания вырабатывается с помощью комплекса дыхательной гимнастики. Из-за неправильного речевого выдоха некоторые звуки могут осваиваться позднее или неправильно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения.
Пальчиковая гимнастика Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бахтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развить речь ребенка. Сделать речь более четкой, ритмичной, яркой, научить вслушиваться и понимать смысл речи, повысить речевую активность ребенка поможет пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей становится несовершенство движений артикуляционных органов (языка, губ, неба и т.д.) или их недоразвития. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет»/Токарева С.И.-Изд-во «Учитель», Волгоград, 2012.
Психогимнастические упражнения Уже научно доказано, что у детей с различными нарушениями в речевом развитии часто наблюдаются проблемы в эмоционально-личностной сфере: страхи и неуверенность, бедность мимики и эмоций. Подобные нарушения заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства. Скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Психогимнастика – психолого-педагогическая и психотерапевтическая методика, направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной сферы). Детям, регулярно выполняющим психосоматические упражнения становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера уверенность, честность, смелость, доброта и т.п., изживаются невротические состояния: страхи, различные опасения, неуверенность. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Выражение лица играет важную роль в общении: К.Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».
Дидактические игры Систематическое проведение дидактических игр способствует развитию речи. Ребенок легко усваивает трудные лексико-грамматические категории русского языка, упражняется в звукопроизношении. Постепенно в его речи появляются новые слова, эпитеты, загадки, образные выражения, сравнения и высказывания из художественных произведений. Речь детей становится четкой, правильной, выразительной.
Принципы : систематичности и последовательности (материал подобран в определенном порядке, системе); доступности (характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей); наглядности (большинство заданий предполагает опору на картинный материал); комплексности (все упражнения включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ и родителей).
Формы работы с семьей Анкетирование «Развитие речи дома» Родительское собрание «Речь и развитие ребенка» Консультация «Игры с пальчиками», «Разноцветные физкультминутки» Папка-передвижка «Комплекс методов и звуковая сторона речи ребенка» Ширма «Мы растем», «Учите, играя» Индивидуальная беседа «Использование артикуляционной гимнастики в формирование речевого аппарата дошкольников» Совместная игровая творческая деятельность детей и родителей (родительские собрания в нетрадиционной форме, праздники, развлечения, досуги) и т.д.
МБОУ «Гимназия «Планета Детства» Перспективный план с детьми старшей группы по теме: «Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов» Разработала: воспитатель Попова Г.В. Рубцовск – 2014 г.
Цель : развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов Задачи : 1. Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка 2. Научить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки; развивать четкую дикцию 3. Воспитывать культуру речи
месяц Содержание сентябрь Психогимнастическое упражнение «Считалочка-бормоталочка» Дидактическая игра «Что, кому нужно» Цель: учить называть предметы, необходимые людям определенной профессии, активизировать словарь. октябрь Артикуляционное упражнение «Окошечко в домике открыто» «Улыбка-дудочка» Дидактическая игра «Кто лучше слушает» Цель: учить детей дифференцировать звуки м-ж, отрабатывать отчетливое произношение звуков; развивать фонематический слух. ноябрь Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики» Дидактическая игра «Что предмет может рассказать о себе» Цель: учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение; развивать связную речь.
месяц Содержание декабрь Дыхательное упражнение «Сова» Дидактическая игра «Скажи по-другому» Цель: учить детей подбирать синоним (слово близкое по значению), развивать умение понимать оттенки значения слова. январь Психогимнастическое упражнение «Мельница» Словесная игра «У кого кто?» Цель: упражнять детей в образовании детенышей животных с уменьшительными суффиксами. февраль Дыхательное упражнение «Певец» Дидактическая игра «Шкатулка со сказками» Цель: развивать связную речь, творческое воображение.
месяц Содержание март Пальчиковое упражнение «Фонарик-шарик» Дидактическая игра «Кто как передвигается» Цель: уточнить знания детей о способах передвижения животных и насекомых, активизировать в речи глаголы. апрель Артикуляционное упражнение «Конфетка», «Иголочка» Дидактическая игра «Что из чего сделано?» Цель: закреплять названия материалов, из которых сделаны предметы, обогащать и активизировать словарь детей. май Психогимнастическое упражнение «Колечки» Словесная игра «Дополни предложение» Цель: развивать гибкость мышления, умение подбирать нужное слово по смыслу.
Использование профилактическо-коррекционных методов в режиме дня (на неделю)
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Понедельник 1. Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам» на тему: «Зимние развлечения» Вводная часть: Артикуляционное упражнение «Заборчик-трубочка». Основная часть: Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять». Д/и «Скажи-наоборот». Утро: 1. Прием и осмотр детей. «Пальчиковое упражнение» «Повстречались» (см.картотеку). 2. Утренняя гимнастика Дыхательное упражнение «Воздушный шар» (см.картотеку). 3. Беседа «Чудесные снежинки». 4. Хороводная игра «Ой, что за народ за Морозом идет». Внести картину «Зимние забавы» - формировать умение
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Заключительная часть: Психогимнастическое упражнение: «Дед Мороз в сентябре» (см.картотеку) 5. Индивидуальная работа с Ульяной Г., Владом В., Настей К. – совершенствовать умение находить предметы разной геометрической формы. Прогулка 1. 1. Наблюдение за снегом. Словесная игра «Какой снег» - побудить детей назвать глаголы к слову «снег» (летает, кружиться, сверкает, тает и т.д.) рассматривать иллюстрации самостоятельно. Вынести лопатки, ведерки для игр со снегом. Консультация для родителей «Разноцветные физкульт минутки».
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 2. Индивидуальная работа. Психогимнастический этюд – «Заячья избушка» (см. картотеку). 3. Подвижная игра «Снег кружиться» (соотносить действие с текстом). Вечер. Постепенный подъем, гимнастика после сна с элементами зрительной гимнастики «Смотри по сторонам». Внести конструктор «Лего»- формировать у детей усидчивость, развивать фантазию. Порекомен-довать родителям Лизы М., Димы К., Андрея А.- закрепить навык лепки круглых предметов
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Индивидуальная работа с Андреем А., Ваней Е.,Ксюшей Т.- навыки самообслуживания. Худ.литература: Г.Ладонщиков «Зимушка-зима». Игра – драмматизация «Зимовье зверей». Прогулка 2. Наблюдение за птицами. Индивидуальная работа с Миланой К., Сашей П., Машей О.- закрепить времена года. Подвижная игра «Два Мороза»
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Вторник 1. Тема: «Геометрические фигуры, цифра 5» на тему: «Зимние развлечения» Вводная часть: Дыхательное упражнение «Насос». Основная часть: Д/и «Четвертый - лишний». Психогимнастическое упражнение «Снегурочка ожила». (см.картотеку) Утро: 1. Прием и осмотр детей. Артикуляционное упражнение «Чашечка» (см.картотеку). 2. Утренняя гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики «Дом» (см.картотеку). 3. Рассмотреть картину «Зимний лес» - воспитать у детей любовь к природе. Внести предметные картинки с изображениями ели, березы.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 4. Дидактическая игра «Сочиняем сказку» (см.картотеку) – развивать связную речь детей. 5. Индивидуальная работа с Тимофеем Л., Ариной Т., Кристиной Ш. – закрепить умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. 6. Дежурство по столовой. Прогулка 1. 1. Наблюдение за солнцем. Вынести лыжи, лопатки. Порекомендовать родителям по дороге в д/с или домой обратить внимание детей на снег, его свойства, красоту. Закрепить с Д. название геометрических фигур.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 2. Индивидуальная работа с Данилом К., Дашей М., Ангелиной Е. – закрепить прыжки на 2 ногах с продвижениями вперед. 3. П/и «Мы веселые ребята» - действовать по сигналу воспитателя. Вечер. Постепенный подъем. Гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики «Когда это бывает?» Внести картину «Зимние забавы» - формировать умение
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями (см.картотеку). Индивидуальная работа с Кристиной Ш., Андреем П., Ксюшей Т.- самостоятельно одеваться в определенной последовательности. С/р игра «Семья» - учить Д разбивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Внести атрибуты к с/р игре.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Способствовать установлению в игре ролевых взаимоотношений; воспитать любовь к родным людям. Прогулка 2. 1. Наблюдение за елью – формировать представление о строении ели. 2. Индивидуальная работа с Есенией С., Усманом М., Семеном Р. Закрепить умение бросать мяч вверх и ловить его двумя руками. Вынести санки, лыжи создать радостное настроение. Развивать двигательную активность.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 3. Игры с выносным материалом. 4. П/и «Кто дальше бросит» - упражнять в метании снежков на дальность.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Среда 1. Тема: «Снеговик» Вводная часть: Пальчиковая гимнастика «Колечки». Основная часть: Д/и «Собери снеговика». Заключительная часть: Психогимнастическое упражнение: «Снеговик» (см.картотеку) Утро: 1. Прием и осмотр детей. Дидактическая игра «Вьюга» (см.картотеку). 2. Утренняя гимнастика элементами зрительной гимнастики «Белые снежинки» (см.картотеку). 3.Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» - развивать интонацию выражения речи. Внести мячи, скакалки, обручи – для самостоятельной деятельности.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 4. Индивидуальная работа с Ариной Т, Ваней Е, Миланой К – закрепить счет до 5. 5. КГН во время умывания – пользоваться мылом, полотенцем Прогулка 1. 1. Наблюдение за машинами – классификация, назначение машин. 2. Индивидуальная работа с Андреем А, Ульяной Г, Владом В – стоять на одной ноге, сохраняя равновесие. Вынести лопатки для разгребания снега, рули для с/р игры. Предложить родителям Тимофея Л, Димы К, Лизы М поупражняться в рисовании предметов круглой формы.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 3. С/р игра «Путешествие» - закрепить з.у.и.н по ПДД. 4. П/и «Ловишки» - упражнять в беге в рассыпную. Вечер. Постепенный подъем. Гимнастика после сна с элементами психогимнастики «Крошка Енот» (см.картотеку). Индивидуальная работа с Соней П, Борисом С, Кристиной Ш.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Закрепить умение правильно застегивать сандали. Развлечение «Поляна сказок» - обогащать эмоции детей, вовлекать в импровизацию, формировать умение обсуждать содержание сказки, воспитать интерес к сказкам. Прогулка 2. 1. Наблюдение за ветром. Формировать умение определять наличие и направление ветра. Вынести вертушки для определения направления ветра.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 2. Индивидуальная работа с Тимошей Л, Димой К, Лизой М - закрепить части суток. 3. Игры с выносным материалом. 4. П/и «У оленя дом большой». Закреплять умение соотносить движение с текстом.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Четверг 1. Тема: «Зимние забавы» Вводная часть: Артикуляционное упражнение «Горка». Основная часть: Д/и «Чего не стало?». Заключительная часть: Психогимнастика «Снегурочка ожила» (см.картотеку) Утро: 1. Прием и осмотр детей. Артикуляционное упражнение «Индюк» (см.картотеку). 2. Утренняя гимнастика с элементами психогимнастики «Кот Васька» (см.картотеку). 3. Чтение р.н.с «Заюшкина избушка» - формировать умение слушать художественное Внести в группу раскраски, цветные карандаши, фломастер, листы белой бумаги.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями произведение; развивать внимание, память. 4. Дидактическая игра «Четвертый - лишний» (см.картотеку) – узнавать и называть лишние предметы. 5. Индивидуальная работа с Машей О, Даниилом К, Дариной К – пальчиковое упражнение «Ворота». 6. Во время завтрака закрепить умение пользоваться салфеткой. Вынести лыжи, лопатки.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Прогулка 1. 1. Наблюдение за погодой. 2. Индивидуальная работа с Андреем А, Лизой М, Димой К – закрепить навыки хорошего отталкивания и приземления. 3. П/и «Мороз – красный нос», «Мы веселые ребята» - формировать умение четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры. Вечер. 1. Постепенный подъем. Вынести лыжи, лопатки, ведерки. Внести кегли, обручи и скакалки. Порекомендовать родителям обратить внимание детей на зимние деревья, понаблюдать за ними в разную погоду, высказать свои впечатления. Принести пластиковые стаканчики для конструирования снеговика.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Гимнастика после сна с элементами релаксации «Снеговик» 2. Индивидуальная работа с Дашей М, Владой В, Ариной Т.- закреплять изменение выворачивать одежду. 3. Игры детей с конструктором строительным материалом – развивать конструктивные навыки, фантазию, закрепить понятие «высота», «цвет».
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Прогулка 2. 1. Наблюдение за трудом дворника – продолжать знакомство с трудом дворника, формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых. 2. Индивидуальная работа с Миланой К, Димой К, Лизой М - закрепить умение прыгать с места и с разбега. Вынести клюшки, мяч для игры «Хоккей».
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 3. Игры с выносным материалом. 4. П/и «Метелица» - продолжать формировать умение бегать друг за другом не наталкиваясь на предметы.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Пятница 1. Тема: «Веселый снеговик» Вводная часть: Артикуляционное упражнение «Заборчик-трубочка». Основная часть: Д/и «Скажи наоборот». Заключительная часть: Психогимнастическое упражнение: «Снеговик» Утро: 1. Прием и осмотр детей. Дыхательное упражнение «Определили место игрушки» (см.картотеку). 2. Утренняя гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики «Замок» (см.картотеку). 3. Рассмотреть с детьми предметы, украшенные разными узорами. Внести альбом с изображе-ниями разных пейзажей.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Обратить внимание на форму и цвет узоров – развивать композиционные умения, цветовое восприятие, закрепить форму (круг, квадрат, треугольник) 4. Дидактическая игра «Малыши спрятались» (см.картотеку) 5. Индивидуальная работа с Борисом С, Кристиной Ш, Усманом М – закрепить признаки зимы.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 6. Во время обеда закрепить умение правильно держать ложку. Прогулка 1. 1. Наблюдение за синицей – познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. 2. Индивидуальная работа с Миланой К, Данилом К – закрепить умение прыгать в высоту, развивать силу, ловкость. Вынести кормушки и корм для птиц. Предложить родителям найти картинки с изображением зимующих птиц.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 3. П/и «Перелет птиц» - упражнять в лазанье, спрыгивание с лестницы. Вечер. Постепенный подъем. Гимнастика после сна с элементами зрительной гимнастики «Слоник» (см.картотеку). Индивидуальная работа с Машей О, Ангелиной Е, Дариной К - закрепить умение застегивать пуговицы. Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями С/р игра «Угостим гостей чаем» - способствовать развитию сюжета, формировать умение выполнять роль до конца. Прогулка 2. 1. Наблюдение за снегопадом – закреплять знания о сезонном явлении «Снегопаде». 2. Индивидуальная работа с Димой К, Настей К – упражнять в названии птиц по описанию. Вынести лопатки, ведерки для игры со снегом.
День недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями 3. Игры с выносным материалом. 4. П/и «Дед Мороз», «Снег кружится» - продолжать формировать умение соотносить собственное действие с действием участников игры
Индивидуальная программа речевого развития ребенка. I . Сведения о ребенке Фамилия. Имя ребенка Трушина К. Дата рождения 28.05.2009 г Группа, с которой ребенок посещает детский сад 2 младшая Поведение ребенка. Малообщительна, в контакт вступает с 2-3 детьми группы, одна играть не любит, стремится к общению. Из-за неразборчивости в речи полноценного общения не происходит. Предпочитает лепить, рисовать, играть в куклы. Реакция на замечания воспитателя спокойная, если что-то нужно, обращается к воспитателю с просьбой. Устойчивость внимания, интереса средняя. В тихий час засыпает не сразу, после 2-4 походов в туалет. Обследование специалистов поликлиники при поступлении в детский сад: ППЦНС, ЗЗР, нарушение звукопроизношения . Занималась с логопедом: нет Обследование логопеда детского сада: межзубный сигматизм: Р=Л, Ж=З, Л*. Диагностика развития речи: 2011-2012 годы – низкий 2012-2013 годы – ниже среднего 2013-2014 годы - средний
Цель : организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики. Задачи : - совершенствование работы артикуляционного аппарата; - развитие мелкой моторики; - развитие диафрагмального и речевого дыхания; - развитие мимической мускулатуры, обучение ощущению своих эмоций; - коррекция дефектного звукопроизношения: [ р ] , [ л ] , [ ж ] , [ з ] .
Цикл мероприятий
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений (2 младшая группа) 2011 – 2012 учебный год Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры 1. Упражнения для челюсти: Бегемотик Улыбается щенок Хомячок Пароход гудит Лягушка Повтор 1-го упр-я 2. Упражнения для губ: Улыбается щенок Дудочка Бублик Хоботок Лягушка-Хоботок Собачка Кошечка Петушок Курочка Гусь Коза Лошадка Лиса Дом Ворота Замок Елка Птичка Улитка Бабочка лети! Чья птичка дальше улетит? Пускание корабликов Птицеферма Чей пароход лучше гудит? Когда это бывает? Определи место игрушки Ныряльщики Этюды Осенние листья. Маму я не разбужу. Угощение. Жадный пес Промочил ноги. Крапива. Медвежонок боится. Щенок потерялся. Новая кукла. Фокус. Весенний снеговик. Угадай по звуку. Ящик ощущений. Угадай, кто сказал. Скажи, какой. Вьюга. Малыши спрятались. Почтальон принес открытки. Кто, что умеет делать.
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений (2 младшая группа) 2011 – 2012 учебный год Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры 3. Упражнения для языка: Чашки Качели Чистим зубки (верхние и нижние) Орешек Блинчик (Лопатка) Котенок лакает молоко Иголочка Чашечка Барабанщик Две собачки Заиграли мы на скрипке Поиграем язычком Дождик Кто лучше надует игрушку? Крошка енот. Кот Васька. Соленый чай. Новая девочка. Кто съел варенье. Кислое яблоко. Шалтай-болтай.
Дидактические игры. Цель : отрабатывать произношение звука [ з ] в тексте, в предложениях, в словах; обучать интонационной выразительности. Игра «Злой комар» Игра «Угостим куклу Зину» Игра «Кому что надо?» Игра «Назови картинку» Цель : отрабатывать правильное, длительно, громкое произношение звука [ ж ] , следить за изменением интонации в речи детей. Игра «Жук жужжит» Игра «Жуки» Игра «Пчелки собирают мед» Игра «Мухи в паутине» Игра «Медведь и пчелы»
Цель : отрабатывать правильное произношение звука [ л ] изолированно, в слогах, в предложениях; научить определять положение языка при произнесении этого звука. Игра «Самолет гудит» Игра «Пароход» Игра «Угадай, на какой балалайке играем» Игра «Лошадки» Игра «Пила» Цель : отрабатывать правильное произношение звука [ р ] изолировано, в словах; научить определять правильное положение языка Игра «Тигр рычит» Игра «Лошадки» Игра «Угадай на какой трубе играем» Игра «Буря» Игра «Будильник» Игра «Вороны»
Дидактические игры. «Определи первый звук в слове» (развивать умение выделять (длительно произносить) первый звук в слове). «Цепочка слов» (формировать умение определять и интонационно выделять первый и последний звук в словах) Подбери слово к схеме (развивать умение соотносить слово с его схематическим изображением формировать умение на слух определять место расположения звука в слове) «Кто в домике живет?» (закреплять умение подбирать слова с определенным звуком). «Кто быстрее соберет вещи» (развивать дифференцировать звуки [ с ] и [ ш ] ) «Собери букет» (развивать умение различать заданный звук в словах). «Найди пару» (вырабатывать умение подбирать слова, отличающиеся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух). «Построим пирамиду» (развивать умение определять количество звуков в словах) «Цветочный магазин» (формировать умение делить слова на слоги: закреплять в словарном запасе названия цветов) «Поезд» (формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком)
Результаты : У девочки повысился интерес к процессу обучения. Она стала более четко, чисто, дифференцированно произносить звуки, в том числе проблемные: [ р ] , [ л ] , [ ж ] , [ з ] ; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; выделять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, определять первый звук в слове. Девочка стала более уверена в своих знаниях, научилась рассуждать, сравнивать. Обогатился словарный запас, повысился уровень коммуникативных способностей. Девочка научилась отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы по картинке, вступать в диалог. Результаты диагностики: 2011 - 2012 учебный год низкий 2012 – 2013 учебный год ниже среднего 2013 – 2014 учебный год средний
Комплексы методов для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для 2 младшей группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка (2 упр.в месяц) Дыхатель-ные упражнения (1 упр.в месяц) Психогимнастические упражнения (2 упр.в месяц) Дидактические игры (1 упр.в месяц) 1. Упражнения для челюсти: Бегемотик Улыбается щенок Хомячок Пароход гудит Лягушка Повтор 1-го упр-я 2. Упражнения для губ: Улыбается щенок Дудочка Бублик Хоботок Лягушка-Хоботок Собачка Кошечка Петушок Курочка Гусь Коза Лошадка Лиса Дом Ворота Замок Елка Птичка Улитка Бабочка лети! Чья птичка дальше улетит? Пускание корабликов Птицеферма Чей пароход лучше гудит? Когда это бывает? Определи место игрушки Ныряльщики Этюды Осенние листья. Маму я не разбужу. Угощение. Жадный пес Промочил ноги. Крапива. Медвежонок боится. Щенок потерялся. Новая кукла. Фокус. Весенний снеговик. Угадай по звуку. Ящик ощущений. Угадай, кто сказал. Скажи, какой. Вьюга. Малыши спрятались. Почтальон принес открытки. Кто, что умеет делать.
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для 2 младшей группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры 3. Упражнения для языка: Часики Качели Чистим зубки (верхние и нижние) Орешек Блинчик (Лопатка) Котенок лакает молоко Иголочка Чашечка Барабанщик Две собачки Заиграли мы на скрипке Поиграем язычком Дождик Кто лучше надует игрушку? Крошка енот. Кот Васька. Соленый чай. Новая девочка. Кто съел варенье. Кислое яблоко. Удод и ёж.
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для средней группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры) 1. Упражнения для челюсти: Окошко Заборчик Трубочка Толстячки-Худышки (надувание и втягивание щек) Заборчик-трубочка Окошко 2. Упражнения для языка: Любопытный язычок Самомассаж кистей и пальцев рук Липкие пальчики Улей Трудолюбивые пальчики Домик Капуста Пять пальцев Замок Повстречались Послушаем свое дыхание Подыши одной ноздрей (правой) Насос Дышим тихо, спокойно и плавно Ежик Планета Сат-Нам отзовись! Подыши одной ноздрей (левой) Этюды Лицо клоуна Дед Мороз (в сентябре!) Пушистый котенок Мы в цирке Какое у меня настроение Лисичка подслушивает Любимая игрушка Мед медведь в лесу нашел Собака Определим первый звук в слове. Чье? Чеё? Моё? Чего не стало? Сочиняем сказку. Четвертый лишний. Цепочка слов. Похвалялись звери. Поезд. Угадай-ка.
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для средней группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры Маляр Загони мяч в ворота (Орешек) Лопатка (Блинчик) Дуем на лопатку Парус Грибочек Накажем непослушный язычок Чашечка Горка Ветерок дует с горки Чашечка Молоток Раз, два, три, четыре, пять Лодочка Мизинчик Десять птичек – стайка В гости Гномик Четыре стихии Стульчик Крокодил Колечко (рмпс) Губы «трубкой» Дышим тихо, спокойно и плавно Заячья избушка Поссорились-помирились Кошкин дом Маша из сказки Три медведя Гуси-лебеди Два жадных медвежонка Шалтай-Болтай Попал в страну чудес
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для старшей группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчико-вая гимнасти-ка Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры) 1. Упражнения для челюсти: Окошечко в домике открыто Улыбочка-дудочка Любопытный язычок Лягушка Зайчик Окошечко в домике открыто 2. Упражнения для языка: Конфетка Иголочка качели Пальчики-солдатики Фонарик-шарик Апельсин Пчела (с карандашом) Флажок (со счет.палочками) Человечки Осьминожки Кулак-ребро-ладонь(р.м.о) Сова Певец Жуки Самолеты Хомячки Певец Воздушный шар Ушки Пузыри Воздушный шар поднимается вверх Пускаем мыльные пузыри Считалочка-бармоталочка Колыбельная Мельница Колечки Связующая нить Художник Шалтай-Болтай Фотограф Живые звуки Что, кому нужно Кто лучше слушает. Что предмет может рассказать о себе. Скажи по-другому. У кого, кто? Шкатулка со сказками. Кто, как передвигается.
Комплекс коррекционно-профилактических упражнений для старшей группы Артикуляцион-ные упражнения (упражнения проводятся последовате-льно) Пальчиковая гимнастика Дыхатель-ные упражнения Психогимнастические упражнения Дидактические игры Поехали на лошадке Язычок здоровается с подбородком Парашют Вкусный мед Гармошка Покусаем язычок Молоток Комарик Трубочка Каждую бусинку на свою нитку Пальчики поздоровались Раскрась облака Цепочка Повстречал ежонка еж Бисерография Разве это пальчики Жук Игра с горошком стрекоза Горячая монетка Ветер Язык «трубкой» Радуга, обними меня Кто, как передвигается. Что из чего сделано?
Коррекционно-профилактическая работа Методы Время проведения, возраст детей Особенности методики проведения Пальчиковая гимнастика С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время. Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Проветривание помещения и обязательная гигиена носа перед проведением процедур. Словесная дидактическая игра С младшего возраста индивидуально и с подгруппой детей во время НОД и в режиме дня. Рекомендуется всем детям для обучения, развития, совершенствования, закрепления знаний, умения и навыков. Артикуляционные упражнения Как часть занятий по введению в грамоту, начиная со 2 младшей группы. Продолжительность – 5 минут. Цель – фонематическая грамотная речь без движений. Психогимнастические упражнения Один раз в неделю. Старший дошкольный возраст. По методике Е.А.Алябьевой, М.И.Чистяковой.
Способствуют выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков. Способствуют активизации, обогащению словаря, совершенствуют, закрепляют все стороны речи: звуковую, лексическую, грамматическую, связную; развивает мышление, внимание, память. Является физиологической основой речи. Способствуют выработке правильного вдоха и выдоха.
Способствуют развитию мелкой моторики, учит вслушиваться и понимать смысл речи, позволяет повысить речевую активность ребенка, сделать речь более четкой, ритмичной, яркой. Способствуют развитию мимической мускулатуры, артистичности, ощущению своих эмоций.
Формы работы Фронтальная Групповая Индивидуальная
Результативность : 2011-2012 учебный год – В.у – 3, С.у – 9, Н.у – 8 (20 детей) в – 15, с – 45, н – 40 2012-2013 учебный год – В.у – 4, С.у – 13, Н.у – 3 (20 детей) в – 20, с – 65, н – 15 2013-2014 учебный год – В.у – 6, С.у – 14, Н.у – 0 (20 детей) в – 30, с – 70, н – 0 У детей повысился интерес к процессу обучения. Речь детей стала более четкой, правильной, выразительной. Улучшилось качество произношения гласных и согласных звуков, а также свистящих, шипящих и сонорных (р.л.). Слова и словосочетания стали звучать отчетливее. Обогатился словарный запас, ребята научились различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять место звука в слове. Детям стало проще отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы по картинке, вступать в диалог.
Перспективы на будущее: Планирую продолжать работу по данной теме с учетом недостатков своей работы по результатам самоанализа. Хочу улучшить качество своей работы путем изменения некоторых методов и приемов, пополнению картотеки коррекционно-профилактических упражнений, изучением современных методов коррекции и профилактики звуковой стороны речи дошкольников. Целью моего дальнейшего профессионального развития является повышение уровня квалификации, самообразование, пополнения предметно-развивающей среды группы для речевого развития детей с учетом требований ФГОС.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Разработка...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Развитие звуковой стороны речи дошкольника
В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Развитие речи...
Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.
Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет
Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...