Нравственное воспитание детей в семье в рамках ФГОС
консультация (старшая группа)

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nravstvennoe_vospitanie.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Нравственное воспитание дошкольников в семье в рамках ФГОС»

Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит.

 Что с лихвой получат от них все то, чему их учат,

Там где аббат не враг вина, вся братия пьяным-пьяна.

 Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

 И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

Себастьян Брандт

В настоящее время все большее внимание психологов, педагогов и многих других специалистов привлекает проблема нравственности. Это понятие является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии и этики. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Что такое нравственность?. Этот термин берёт свое начало от слова нрав. От латинского нравы звучат как «moralis» - мораль. Таким образом «нравы» - это те эталоны и нормы, которые приняты и руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы характеризуются не вечностью и не неизменными категориями. А они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом масс общества, т.е. общественного мнения, а не правовых положений. 
Нравственность состоит в осознании выполняемых дошкольником тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый момент своей деятельности и жизни. Следовательно, нравственность – это и есть усвоенная и принятая дошкольником мораль.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей – это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду.
Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны. Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность. Труд  дает  реальный результат. Под  результатом  труда дошкольников  следует  понимать не только материальное воплощение, но и моральное  содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте  следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание  своей связи со всеми. В труде формируются  дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются  деловые  взаимоотношения, для которых  характерно  умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Полезна  для нравственного воспитания совместная деятельность старших и младших по возрасту детей. Общаясь со старшими, маленькие дети учатся принимать помощь, их привлекает близость интересов. У старших детей успешнее формируются ответственность и добросовестность в выполнении  трудовых заданий, совершенствуются  навыки коллективных взаимоотношений. Большое влияние на развитие у детей дошкольного возраста нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному. Что делать, если ребёнок произнес плохое слово, замахивается на старших? Подобные вопросы нередко волнуют родителей. Некоторые из них убеждены, будто изьяны в воспитании связаны с тем, что взрослые не в силах оградить ребенка от плохого влияния извне. Но вдумаемся можно ли практически изолировать ребенка от жизни? Пока мы водим его за руку, малыша можно отвести в сторону от «плохих детей», запретить подходить к ним. А дальше? Ведь так или иначе, когда – то он соприкоснется со двором, улицей и с теми ребятами, от которых раньше его уводили подальше. В жизни встречается не только доброе, но и отрицательное. И вот одни ребенок- само воплощение хорошего, к другому пристает только дурное. Почему? Видимо потому, что у одних сумели с самого раннего возраста выработать своеобразный иммунитет против дурного, а других чрезмерно оберегали от всяких влияний, и они не приобрели такого иммунитета. И эти дети нередко становятся жертвами первого же отрицательного влияния. Нельзя полагаться на то, что он со временем разберется сам, что хорошо, а что дурно. У детей мал жизненный опыт, потому что все новое, необычное, ранее не виданное поражает их им и воображение. Вот почему маленький ребенок может с восторгом произносить бранное слово, следовать дурным примером, даже и не подозревая, что это плохо. Чтобы не приставало плохое, нужно не оберегать детей от жизни, а вырабатывать в них противостояние отрицательным влиянием. Не ограждать от жизни, а умело руководить нравственным развитием ребенка, заботится о его нормальном  моральном здоровье. Все, что мы хотим видеть в  своем ребенке, закладывается у истоков его жизни. Малыши легко поддаются внушению, и пока они малы, судят о том, с чем соприкасаются. Чтобы вырастить нравственно закаленных детей, важно именно у истоков жизни заложить в ребенке основы лучших человеческих качеств. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком. Нравственная воспитанность в детстве- залог той нравственной силы, которая способна противостоять любым отрицательным влияниям. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...

Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС...

История моей семьи - конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего возраста в рамках программы "Откроем сердце для добра"

В рамках программы по духовно-нравственному воспитанию дети познакомили согруппнтков с историями своих семей, рассказали о досуге, который проводят с семьями, уточнили, что такое род и родословная. Ит...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО  [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...

Консультация для педагогов на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»    ...