Консультация для педагогов на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»
консультация
Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4
Г. КАМЕНКА КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС»
Консультация для педагогов
Воспитатель: Янаева Ф.Т.
Цель: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций детей.
Задачи нравственного воспитания: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное, и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности. является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ожидать от него высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств. В работе выделяю следующие направления:
- Духовно-образовательное направление (занятие, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
- Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
- Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках.)
- Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр.)
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод использую во время:
-чтение произведений устного народного творчества;
-наблюдений
-показа сказок и других произведений вместе с детьми;
-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведения дидактических игр;
-целевых прогулок, экскурсий;
-моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
-рассказа или беседы;
-чтения произведений;
-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
-бесед с элементами диалога;
-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
-загадывания загадок;
-рассматривания наглядного материала;
-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-разбора житейских ситуаций;
-проведение викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод, который использую, когда необходимо:
-изготовить с детьми наглядные пособия;
-организовать вечера с родителями;
-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
-изготовить поделки на выставки;
-организовать постановку сказок;
-провести экскурсии различной направленности;
-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Ребенок подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверенны, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания – это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность – постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы умеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему. Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистичная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. В работу с родителями входит:
-собрания на духовно-нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории родителей;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы(информационные стенды для родителей, стенгазеты ,папки-передвижки ,выставки детских работ, дидактических игр,литературы);
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытой деятельности;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определённой тематики;
-выставки совместного творчества.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки ,перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения .Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья –это маленький коллектив ,основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей ,любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников не возможно. Способы поведения, принятые в семье очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило в качестве общепринятой нормы для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы ,включающая учебную, досуговую, трудовую ,спортивную ,повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников ;использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры ; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.
Свое выступление хочу закончить следующими словами:
Твори добро и будет счастье,
Твори добро даже в ненастье.
Твори добро и на земле
Придёт любовь к тебе, ко мне.
Придёт любовь и будет радость,
Душу наполнит благая сладость.
Пройдёт любовь по всей планете
И будут радоваться дети.
Придёт любовь и будет дружба!
Для всех народов это нужно,
А будет дружба на земле,
Тогда мы скажем — нет войне!
Твори добро, твори добро!
Тогда на сердце твоём
Всегда будет светло.
Увидешь ты, всю
Красоту природы
И в разноцветных красках мир,
Ведь красота — это кумир,
Поэтому она спасёт весь мир!
Твори добро!
Твори добро!
Автор Марина Аферова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание».
Консультация для родителей...
Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»
Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...
Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит при общение ребенка к культуре, к...