Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.
статья на тему

Тимофеева Светлана Алексеевна

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timofeevas_konkurs.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТимофееваС.А.

воспитатель старшей группы

МБДОУ№26

с.Скородное

Белгородской обл.

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».                                                                В.А.Сухомлинский

      Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

   Грядущие  перемены в системе российского образования обязывают нас, воспитателей, быть готовыми к ним. Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности дошкольников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы воспитания дошкольника;

- выявить методы и приемы воспитания дошкольников;

- показать эффективность современной технологии воспитания в ДОУ.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов педагога  на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа среди родителей;

- интегративность  программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно - нравственное  воспитание - сквозная  линия всего дошкольного уклада жизни;

-интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

      Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

       Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего дошкольника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования обоснован «портрет выпускника детского сада» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего дошкольника.

      Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника детского сада, а именно:

– умеющий  учиться , способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

– владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

– обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

– любящий свою семью, свой край, свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности общества;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и своими товарищами;

– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

      Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

    В соответствии с проблемой , целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

 Я предлагаю перечень проводимых воспитательных форм и мероприятий (по уровням)

 

Формы

Мероприятия

1 уровень

(старшая.гр.)

Беседы

 

 

 

 

 

участие в

подготовке  и проведении мероприятий,

конкурсов

 

 

спортивные соревнования

 

 

сюжетно-ролевые игры,

 

 

проектная деятельность

«Здравствуй, детский сад», «Правила поведения  в детском саду», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твоё здоровье». «Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец».

  Праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Рождество Христово»

Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица» , «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,

 

 

«Правила безопасности»

 «Я и мир вокруг меня».

2 уровень

(подг.гр.)

 Беседы

 

 

 

 

 

 

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

 

спортивные соревнования,

 

 

сюжетно-ролевые игры

 

учебно-исследовательские

конференции

 

проектная деятельность

«Здравствуй, детский  сад», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?»

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья…»,  «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Поволжье», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мисс Осень», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я -спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,

 

«Вместе весело шагать», «Мои друзья».

 «История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений».

 «Я и мир вокруг меня».

Литература: Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», ФГОС, интернет ресурсы.

Заявка на участие в образовательных чтениях

Ф.И.О. (полностью)

Тимофеева Светлана Алексеевна

Название статьи

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО

Название секции

Духовно-нравственное воспитание дошкольника.

Место работы

МБДОУ№26 с Скородное

Должность

Воспитатель

Рабочий  телефон

67-3-54

Домашний телефон

67-1-88

Мобильный телефон

8 960 636 46 57

Е-mail

tim2011sa@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"

В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве...

Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...

Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"

quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...