Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.
статья на тему
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timofeevas_konkurs.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТимофееваС.А.
воспитатель старшей группы
МБДОУ№26
с.Скородное
Белгородской обл.
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». В.А.Сухомлинский
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, воспитателей, быть готовыми к ним. Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности дошкольников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания дошкольника;
- выявить методы и приемы воспитания дошкольников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в ДОУ.
Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего дошкольного уклада жизни;
-интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего дошкольника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования обоснован «портрет выпускника детского сада» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего дошкольника.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника детского сада, а именно:
– умеющий учиться , способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
– владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
– обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
– любящий свою семью, свой край, свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности общества;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и своими товарищами;
– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с проблемой , целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Я предлагаю перечень проводимых воспитательных форм и мероприятий (по уровням)
| Формы | Мероприятия |
1 уровень (старшая.гр.) | Беседы
участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов
спортивные соревнования
сюжетно-ролевые игры,
проектная деятельность | «Здравствуй, детский сад», «Правила поведения в детском саду», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твоё здоровье». «Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец». Праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Рождество Христово» |
Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица» , «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,
«Правила безопасности» «Я и мир вокруг меня». | ||
2 уровень (подг.гр.) | Беседы
участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов
спортивные соревнования,
сюжетно-ролевые игры
учебно-исследовательские конференции
проектная деятельность | «Здравствуй, детский сад», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?» цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья…», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Поволжье», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мисс Осень», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Мама, папа, я -спортивная семья», «Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,
«Вместе весело шагать», «Мои друзья». «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я и мир вокруг меня». |
Литература: Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», ФГОС, интернет ресурсы.
Заявка на участие в образовательных чтениях
Ф.И.О. (полностью) | Тимофеева Светлана Алексеевна |
Название статьи | Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО |
Название секции | Духовно-нравственное воспитание дошкольника. |
Место работы | МБДОУ№26 с Скородное |
Должность | Воспитатель |
Рабочий телефон | 67-3-54 |
Домашний телефон | 67-1-88 |
Мобильный телефон | 8 960 636 46 57 |
Е-mail |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"
В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве...
Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"
Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...
Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...
Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"
quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...