История моей семьи - конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего возраста в рамках программы "Откроем сердце для добра"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кантова Наталья Александровна

В рамках программы по духовно-нравственному воспитанию дети познакомили согруппнтков с историями своих семей, рассказали о досуге, который проводят с семьями, уточнили, что такое род и родословная. Итогом ООД стала выставка работ детей "Рисую мою семью" и фотовыставка - презентация "Моя дружная семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_istoriya_moey_semi_.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД: «История моей семьи».

 

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Откроем сердце для добра»

 

Задачи. 

1. Углублять представления детей о семье, родственных отношениях в семье.

2. Познакомить с правилами почитания и уважения старших. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и обычаям.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, сопереживания, стремления позаботиться о них.

4. Воспитывать любовь и чувство привязанности к родным.

 

 Предварительная работа

Ознакомление с окружающим:

а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);

б) рассказы детей о членах их семей.

Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий), «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»

 Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»

 

Материалы и оборудование:

- фотографии членов семьи детей на магнитной доске, фотоальбомы с семьями, листы бумаги А4, краски, баночки с водой, кисточки, салфетки, иллюстрации с изображениями семей, ребенка, картинка «7 я», мячик, иллюстрация генеалогического дерева.

                                               

Ход ООД:

 - Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.

 Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?

- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?

- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?

(ответы детей).

 

Загадки  о семье.

* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .

* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .

* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас,  не смыкая ночью глаз? (мама).

* Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (папу).

* Тебе дано, а другие пользуются (имя).

 

Воспитатель :

 Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.

         Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

 

На доске картинка 7 Я

 

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

-Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили? Получается семь человек

Семь «Я»

-А если есть собака?

Выходит восемь «Я»

-Нет, если есть собака,

Выходит. Во! семья!

 

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на слово «семья», скажите мне из скольких слов оно состоит? Давайте проверим. Назывите, пожалуйста, членов семьи и посчитайте:  (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).

Воспитатель:

– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.

– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые родители и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?

Правильно, МАМА.

Игра: «Мама какая?».

 (Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)

Ребята подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия.

Дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Проводится игра «Назови отчество». С мячом.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр — Александровна — Александрович;

Олег — Олеговна — Олегович;

Артем— Артемовна— Артемович;

Алексей— Алексеевна — Алексеевич.

 Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

 

Физкультминутка

У меня есть семья

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)

С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)

Мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)

Свою милую семью.

 

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что означает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фамилию.  У нас на столе лежат колечки.

Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)

Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?

Дети: пирамидка.

- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.

(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.) А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

 

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и листья огромного человеческого дерева.

Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).

Воспитатель: – А теперь я предлагаю вам нарисовать свои семьи, своих мам и пап, сестренок и бабушек. Давайте пройдем к столам. Посмотрите, перед вами листы бумаги, краски, все это нужно для наших работ. Нарисуем семью? Конечно и украсим нашу группу вашими работами.

 Рефлексия

Сегодня мы с вами, ребята, говорили, что же такое семья, род, родословная. Семьи бывают большие и маленькие, дружные и не очень, счастливые и богатые. Можно сказать, что наши семьи богатые? Конечно, ведь каждая семья состоит из большого количества родственников, которые и являются основным богатством.

 

* Что вам больше всего запомнилось?

* Понравилось ли вам разговаривать о своих семьях?

* А может быть вы дома с родителями начнете работу над составлением своего генеалогического дерева?

* Что вы нового узнали из нашего занятия?

(Ответы ребят)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Наша Родина - Россия»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как осознание...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...