СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
методическая разработка
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskiy_kubik.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
Амагзаева А.В., Вапняр А.Н.
МАДОУ г.Иркутска детский сад №148
Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня гражданское становление подрастающего поколения - один из актуальных вопросов на уровне государства и общества. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - патриотизм» (В.В. Путин).
За последние несколько десятилетий патриотическому воспитанию детей уделялось недостаточное внимание. В связи с этим, частично утратился интерес к культурному наследию нашего Отечества, истории, представлению о культуре Русского народа. Равнодушие, безответственность к патриотическому воспитанию приводит к обесцениванию совести, чести и долга, неся за собой отрицательные последствия для общества в целом.
Современные тренды дошкольного образования представляют собой направления развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями – Закон «Об образовании». В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определены цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, всестороннее развитие личности ребенка, морально-нравственного и познавательного развития, развитие инициативы и творческих способностей.
В содержании ФГОС отмечается необходимая активизация процесса патриотического воспитания дошкольников. Это обуславливает актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста тем, что этот процесс необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В период дошкольного детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка. Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников также обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей, с его помощью (патриотического воспитания) обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы.
Патриотизм – это не только любовь к Родине, но и к ее природе, народу, культуре. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя сыном, дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные [О. Л. Князева, 2010].
С раннего детства необходимо прививать нравственный и духовный патриотизм. Любовь к родине начинается с родителей, с отношений к маме и папе, сестре и брату, бабушке и дедушке, к самым близким и родным людям, к дому, где живет ребенок, к детскому саду, в который он ходит. Детский сад одно из мест, где дети получают знания, опыт практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Именно педагоги формируют такие черты, как любовь к Родине, родному краю, знакомят с историей, учат уважению к другим нациям. В ходе работы по патриотическому воспитанию дети знакомятся с символикой страны, русскими традициями, праздниками, культурой, с разнообразием войск Российской Армии – её назначению. В дальнейшем родная культура станет, как мама и папа, неотъемлемой частью мира ребенка, порождающей личность.
Основываясь на ФГОС ДО и ФОП ДО нашего детского сада, мы придерживаемся следующих этапов, форм, условий и средств по патриотическому воспитанию:
Этапы:
- Предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- Художественно ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- Когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально - действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Формы:
- Создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- Тематические занятия;
- Взаимодействие с родителями;
- Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)
Средства патриотического воспитания:
- Окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность.
Условия:
- Комплексный подход;
- Знание педагогом истории и культуры своего народа;
- Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- Тематическое построение материалов;
- Совместная работа детского сада и семьи.
Изучение и закрепление материала по патриотическому воспитанию посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Нами было изготовлено дидактическое пособие в виде большого куба по патриотическому воспитанию – «Патриотический куб». Куб является ярким элементом предметно-пространственной среды. Исходя из названия методической разработки, можно сделать вывод, что главной целью данного куба является закрепление патриотических знаний, соответствующих программе детского сада. Однако, данное пособие многофункционально и позволяет закреплять знания, умения и навыки по другим областям программы, в разные возраста, делая её востребованной и актуальной.
В игровой деятельности с дидактическим кубом создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития мелкой моторики, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети не только закрепляют знания о родной стране, но и учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: форма, величина. В игре с кубом обогащается активный словарь ребенка. Данное пособие уникально еще и потому, что он мобильный, соответственно есть возможность использовать его на самых разных занятиях, с разным возрастом.
Куб состоит из следующих сторон:
Первая сторона: «Символы России». Задание представляет собой соотнесение названия и символа, а именно: флага Российской Федерации, герба, гимна и портрета Президента. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (соотнесение по форме), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
Вторая сторона: «Народные символы России». Задание представляет собой соотнесение цветных картинок с черно-белым силуэтом по типу лото.
Третья сторона: «Народы России» и «7 чудес России». Задания также предполагают соотнесение цветных изображений с черно-белым силуэтом.
Четвертая сторона: «Русские народные промыслы России: роспись». Одинаковые изображения на данной стороне сделаны разного размера. Задача ребенка построить сериационный ряд по сенсорному признаку - размер.
Пятая сторона: содержит следующие разделы по патриотическому воспитанию, соответствуя ФОП ДО: «Красная книга России», «Сказки», «Счетный материал – русские народные промыслы», «Четвертый лишний – военные профессии», «Полезные действия».
Благодаря данному кубу, есть возможность закреплять ранее полученные знания по патриотическому воспитанию в игровой форме, на других занятиях и с разными возрастами. А самое главное, что количество вариантов данной игры неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». М., «Скрипторий», 2002.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010;
- Новицкая М.Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду: методические рекомендации/М.Ю.Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильно...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС...
«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольнико...
Презентация «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, ...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования
Патриотическое воспитатние детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...