«Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
статья
Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.
О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в ходе общественного и домашнего воспитания. Каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей, по-разному реагирует на вмешательство извне. В связи с этим, необходимо подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.
Семья традиционно является главным институтом воспитания то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности ребенка.
Одной из важных задач ФГОС является, привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. Требования ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только, как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.
Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи - поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.
Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:
- «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
- «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.
Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.
Все виды встреч с родителями условно можно разделить на несколько типов.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Практика показывает, что посещаемость такого родительского собрания не высокая.
В современное время групповые собрания вытесняют новые нетрадиционные познавательные формы. Они предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Семинар-практикум является эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов, так как в него включаются и практические задания. С родителями в первой младшей группе проводился семинар-практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Целью, которого было сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Родители познакомились с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики рук у детей и получили практические рекомендации по их применению. В ходе семинара-практикума родители пришли к выводу, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Совместное занятие детей с родителями – это эффективная и актуальная форма работы с родителями. На совместном занятии родителей знакомим с программным содержанием, с целями и задачами, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Дети и родители являются активными участниками. Они вместе выполняют предложенные задания, составляют рассказы, играют в логические игры. И в такой момент не понятно даже, кто больше переживает: ребенок или родитель! Обычно мама беспокоится, как ее ребенок отвечает, участвует в занятии в сравнении с другими детьми. А дети волнуются, справится ли мама с заданием, стараются ей помочь.
Занятие проходит очень эмоционально: тревога и радость, ожидания и опасения, гордость и восторг испытывают участники мероприятия. Для того, чтобы занятие прошло успешно необходимо учитывать чувства и переживания всех участников. Обычно занятие начинается с ритуала приветствия, который помогает установить положительный эмоциональный фон. Планируется занятие таким образом, чтобы была возможность совместной деятельности ребенка и родителя.
Как правило, после занятия родители высказываются о том, что даже не представляли, в какие игры играют их дети, как проводятся занятия в детском саду. И только после того, как родитель “прочувствовал” сам игровую, обучающую ситуацию, он начинает задумываться о том, как важно на самом деле играть со своим ребенком. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Одной из новых, актуальных форм работы с родителями является сетевое консультирование.
Интернет консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью ДОУ.
Современные родители и педагоги активно пользуются интернет ресурсами. Они создают сообщества используя социальные сети. Наши родители создали группу в одноклассниках «Лучики солнца», где они делятся мнениями о работе ДОУ, решают организационные вопросы, консультируются у педагогов.
Анкетирование является одним из распространенных методов диагностики, который используется педагогами ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
В I младшей группе к международному женскому дню 8 марта было проведено развлечение «Мамочка моя любимая».
Цель: Создать праздничное настроение у детей и мам. Развивать эмоциональную отзывчивость. Познакомить родителей с развитием музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста. Побуждать участвовать в общем веселье, быть активными исполнителями. Воспитывать у детей любовь и уважение к мамам и бабушкам. Учить быть добрыми и вежливыми.
Дети исполнили две песни. Танец «Мы-милашки, куклы-неваляшки».
Были проведены конкурсы «Накорми маму йогуртом», «Ласковая ленточка», «Наряди маму».
Мамы активно участвовали в конкурсах. Все участники праздничного мероприятия остались довольны, было много положительных отзывов со стороны мам. Родители предложили и в дальнейшем проводить утренники совместно с детьми, и принимать активное участие в их проведении и организации.
Таким образом, для повышения педагогической компетентности родителей и привлечения их в воспитательно–образовательный процесс ДОУ, педагогам необходимо заменять традиционные формы на новые, более актуальные, направленные на обмен опытом, формирование умений и навыков в воспитании детей. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...
Статья на тему «Повышение родительской компетентности в условиях введения ФГОС ДО»
Статья на тему "Повышение родительской компетентности в условиях реализации ФГОС ДО"...
Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
Одной из приоритетных задач методической службы в условиях введения ФГОС ДО было повышение профессиональной компетентности педагогических работников через создание системы непрерывного профессио...
Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"
В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....
Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...