Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
проект на тему
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Особенностью методической деятельности на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Методист Антипова А.В.
Тула 2015
Актуальность
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Особенностью методической деятельности на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций.
Для обеспечения готовности ДОУ и введению ФГОС в образовательном процессе необходимо ряд условий:
- Наличие в ДОУ нормативно- правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДО;
- Готовность педагогов в введению ФГОС ДО в образовательный процесс;
- Обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДО.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
- Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
- Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
- Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
- Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Таким образом, возникла необходимость реализации проекта по повышение профессионального уровня педагогических кадров, в контексте введения ФГОС ДО. Обеспечение постоянного роста и компетентности педагогического коллектива.
Новизна проекта
Социально-экономические преобразования в Российском обществе привели к существенным изменениям в системе образования в целом и дошкольном звене, в частности. Любое обновление педагогических процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Таким образом, проект предусматривает повышение компетентности и профессионализма педагогов, как одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.
Анализ готовности МБДОУ № 95 к введению ФГОС ДО
Ключевое значение для успешного введения ФГОС ДО имеет программно-методическое обеспечение, а именно реализация в ДОУ образовательной программы. На сегодняшний день отсутствует утвержденные Министерством образовании и науки утвержденных реестровых общеобразовательных программ полностью соответствующих ФГОС ДО. Поэтому важным этапом в подготовке ДОУ к введению ФГОС ДО является адаптация имеющего проекта образовательной программы « Детство» к новым условиям.
С вступлением с 1 сентября 2013 года «Закона об образовании» РФ ФЗ-273, дошкольное образование является начальным этапом системы образования. Отсюда возникает потребность пересмотра воспитательно - образовательной документации. Разработка: рабочих программ, учебного графика, календарного планирования, изменения в планировании воспитательно- образовательного процесса.
Педагогическому коллективу ДОУ предстоит серьезная работа по соотнесению реализуемой программы с частью составляемой участниками образовательного процесса ( на основе дополнительных программ)
На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям. Необходимо в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. Весь образовательный процесс строится на развитии у детей инициативности, самостоятельности, творчества.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
В ДОУ 70% педагогов имеет большой опыт работы и могут транслировать его молодым специалистам, а 30% молодых специалистов. В связи с этим, воспитательная система в ДОУ, с одной стороны, должна рассматривается как система воспитательной работы со своими целями, методами, подходами и принципами, а с другой стороны, как программа совершенствования воспитания и повышения профессионального уровня педагогов.
Возможные затруднения
-Введение ФГОС ДО может быть затруднена из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Отсутствие необходимого методического материала для введения ФГОС ДО влечет за собой усилении тревожности у педагогов, снижение мотивации к изменениям.
-Работники испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью введения ФГОС ДО . Спонтанный переход может сказаться на снижении качества образовательного процесса.
В связи с проведенным анализом был выявлен ряд проблем при введении ФГОС ДО.
- Сложности в понимании педагогами положений заложенных во ФГОС ДО.
- Педагоги ДОУ проявляют «протест» или занимают пассивную позицию;
- педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.
Таким образом возникает необходимость разработки тщательно продуманного плана, учитывающий все особенности учреждения, его ресурсов и педагогического персонала, для обеспечения наименее затратного перехода к введению ФГОС ДО.
Цель проекта: создание системы организационно – управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО в МБДОУ № 95
Задачи:
Организация эффективной кадровой политику в ДОУ, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС ДО;
Создание нормативно – правовых условий, которые позволят педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.
- Совершенствование воспитательно - образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, профессиональное продвижение всего коллектива через организацию работы методических объединений
- Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта
1 этап Организационно-подготовительный.
1.1 Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к введению ФГОС ДО.
- анкетирование педагогов
- анализ методического обеспечения ДОУ
- анализ материально-технического обеспечения ДОУ
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2 Разработка программы методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
2 этап Внедренческий.
2.1 Реализация разработанной программы введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
Основные направления работы:
- изучение нормативно-правовой документации
- планирование воспитательно - образовательной работы ( структура рабочей программы)
- владение педагогическими технологиями, проектирование образовательной деятельности;
- особенности работы с родителями в новых условиях;
- модель сетевого взаимодействия;
- педагогическая диагностика- основные принципы, особенности.
- использование ИКТ в работе ДОУ (планирование НОД с использованием ИКТ, виртуальный детский сад, использование ИКТ для дистанционного общения, распространения профессионального опыта).
3.Этап Обобщающий
3.1 Оценка эффективности реализации программы по всем направлениям работы.
3.2 Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
3.3 Определение путей, дальнейшего совершенствования методической работы для сопровождения введения ФГОС ДО в ДОУ.
(Подробный план проекта представлен в приложении)
Ожидаемый результат:
№ | Ожидаемый результат | Индикатор |
1. | Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. | Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы |
2 | Психологическая готовность в работе в новых условиях. | Результаты анкетирования «Анализ готовности к введению ФГОС ДО» |
3 | Развитие способности и готовности педагогов к проектированию деятельности в соответствии с ФГОС ДО. | Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы. Участие в семинарах, мастер-классах. Участие в конкурсах. |
4 | Развитие самооценки профессиональных качеств | Участие в конкурсах и положительные итоги конкурсов. |
5 | Диссеминация опыта по введению ФГОС ДО | Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах по распространению опыта планирования работы в соответствии с ФГОС ДО |
6 | Творчество педагогов в их педагогической деятельности | Создание творческих проектов, представляемых на районных, городских площадках. |
7 | Систематизация знаний педагогов по введению ФГОС ДО в ДОУ. | Разработка пакета методических рекомендаций для педагогов для успешного перехода к ФГОС ДО. |
8 | Создание педагогической диагностики ориентированной на ФГОС ДО | Разработанная педагогическая диагностика. |
9. | Готовность педагогов к активному использования ИКТ в работе ДОУ | Разработка методических разработок с использованием ИКТ. Участие в проекте Виртуальный детский сад. Дистанционное общение педагогов и родителей ДОУ. |
10. | Готовность педагогов к работе по сетевому взаимодействию с ДОУ других организаций. | Разработка перспективного планирования по сетевому взаимодействию. Представление опыта работы на районном уровне по сетевому взаимодействию. |
Используемая литература:
- Закон об Образовании РФ
- Закон об Образовании Санкт-Петербурга
- Приказ Минобрнауки от 17.10 2013 №1155 ФГОС ДО
- Проект образовательной программы Детство
- Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Комментарий к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 года.
- Практические семинары и тренинги для педагогов Волгоград 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессионального уровня педагогов в условиях введения ФГОС.
Основой для модернизации дошкольной образовательной системы стали вступивший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон «Об образовании» и вышедшие ранее Федеральные государственные требования к ст...
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...
«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...
Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...