Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"
методическая разработка
В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_anya.docx | 47.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г.Вельска»
Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»
Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
Подготовила: старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад №11 «Радуга» МБОУ «СШ № 1 г.Вельска» Редрухина А.А. |
г.Вельск
2018г.
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста. В.Э. Пахальян |
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными во ФГОС ДО. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и важным критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений. При этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цель методической работы - создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Качество профессионального развития педагогов дошкольного учреждения определяет основные задачи методической работы:
- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Вся эта работа строится на принципах:
- Принцип деятельности: заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
- Принцип психологической комфортности: предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в ДОУ доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.
- Принцип вариативности: подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- Согласно Принципу креативности педагог максимально ориентирован на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
- Принцип диалогизации - равноправное взаимодействие всех участников методической работы как в плане обмена информацией, так и межличностного взаимодействия.
- Принцип проблематизации – изменение ролей и функций участников обучения: в процессе повышения квалификации актуализируется, стимулируется тенденция педагогов к личностному росту, создаются условия для самообразовательной деятельности.
- Принцип индивидуализации - ориентация на индивидуальность каждого педагога, на специфичность его интересов и способностей, выстраивание адекватных методов работы индивидуальным (личностным) особенностям, способностям и склонностям всех педагогов, соответствие региональным требованиям.
- Принцип личностной ориентации – в каждом педагоге видят уникальную личность. Личностная ориентация позволяет осуществить гуманистическое и творческое влияние на процесс творческой самореализации личности.
- Главным принципом методической работы является системный подход к ее построению.
В нашем детском саду содержание методической работы представлено следующими видами деятельности:
.
- Аналитическая деятельность:
- формирование банка данных о педагогах (образование, повышение квалификации, аттестация),
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов через анкетирование.
- Информационная деятельность:
- систематизация и пропаганда передового педагогического опыта (посещение районных педагогических сообществ, выставка методических пособий).
- формирование банка педагогической информации (создание картотеки методического кабинета);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической литературы (выставка пособий и литературы, организованная в методическом кабинете);
- Контроль образовательного процесса (оперативный, тематический, выборочный)
- Организационно-методическая деятельность:
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации на курсах;
- самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого;
- различные формы организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов:
Свою работу начала с использования двух взаимосвязанные форм методической работы: индивидуальной (индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование) и коллективной (педагогический совет, семинар-практикум, консультация, мастер-класс и т.д.). Использовала традиционные формы организационно-методической работы
- Семинар-практикум – это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных педагогов, специалистов.
- Открытый показ – является формой обучения педагогов и распространения передового опыта. Открытый показ даёт возможность установить непосредственный контакт с педагогами во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы.
- Педагогический совет.
В процессе изучения уровня готовности педагогов нашего детского сада, их способности к профессиональному совершенствованию, методом анкетирования «Карта самооценки по выявлению возможностей и затруднений педагогов в воспитательно-образовательном процессе», «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива») было выявлено, что воспитатели испытывают трудности в овладении новыми технологиями, установлении личностно – ориентированного взаимодействия, при анализе и самоанализе, зачастую не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Вследствие этого, наблюдалась пассивность воспитателей, их недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня. Самоанализ подтолкнул пересмотреть и модифицировать традиционные формы
Передо мной, как старшим воспитателем стоит вопрос – как сделать, чтобы педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные формы и методы работы с ними. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
- Первая эффективная интерактивная форма, введённая в работу с педагогами ДОУ – тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Педагогические тренинги преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.
- Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Чтобы этого не случилось, есть дискуссия – это обсуждение – спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов.
- Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятия лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях.
- «Мозговая атака» (мозговой штурм) – так же как деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме. Это один из методических приёмов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.
- Педагогический КВН – данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
- Методический диалог – обсуждение определённой темы, выработка плана совместных действий.
- Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей «аукцион». Грамотно подготовленная и проведённая, она стимулирует педагога к творчеству и самообразованию. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
- Мастер-класс – его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
- Проектная деятельность педагога.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса. Это продуктивная деятельность, её продуктом выступает проект. Педагогический проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.
- В практику работы ДОУ внедрена ещё дна форма методической работы «Потфолио» для педагогов, с целью учёта творческого потенциала опыта работы педагогов и желания участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду.
В нашем детском саду используется такая форма работы как профессиональное объединение педагогов. Создаются как для повышения профессиональной компетентности педагогов, так и для разработки путей развития учреждения.
- Молодые специалисты испытывают затруднения в применении полученных теоретических знаний, возникает комплекс симптомов «немотивированного педагога»: отсутствие познавательных интересов, безынициативность, неуверенность, а затем пассивность в своей работе. С этой целью необходима новая технология методической работы в образовательном учреждении: работа на доверии, оказание практической помощи. Для этого в нашем детском саду два года работала «Школа молодого педагога».
Школа молодого педагога была создана с целью научно-методического сопровождения деятельности молодых педагогов, повышения их профессионального мастерства, раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
- «Школа дошкольных наук» функционирует с сентября 2015 года. Создана с целью изучения затруднений педагогов по вопросам выбора и обоснования оптимального сочетания методов воспитания и обучения.
- «Педагогический клуб» - представляет собой объединение педагогов Детского сада. Цель работы данного клуба: дать возможность педагогам самовыразиться и показать свои потенциальные возможности. Педагогический клуб организован и проводится старшим воспитателем совместно с педагогом-психологом.
- Центром всей методической работы в нашем детском саду является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта.
Материал методического кабинета разделён на несколько разделов:
- Нормативные и инструктивные материалы;
- Методическая и справочная литература;
- Детская художественная литература;
- Методические материалы, рекомендации;
- Дидактический, наглядный материал (демонстрационный и раздаточный материал).
Методический кабинет оснащён оргтехникой (2 ноутбука, переносная мультимедийная установка, принтер, сканер, копир, аппарат для ламинирования) – это предоставляет дополнительные возможности для реализации задач методической работы с педагогическими кадрами.
Анализ методической работы показывает, что
- за 2013-2014 учебный год 7 педагогов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО (составило 58%), в 2014-2015 учебном году 10 педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по ФГОС ДО (составило 90%), на 2016 год запланирован 1 педагог.
- все больше педагогов и воспитанников принимает участие в мероприятиях различного уровня;
- 4 мероприятия с участием воспитанников нашего детского сада
- – 11 мероприятий;
2013-2014 проведено 2 РПС на базе нашего детского сада;
2014-2015 проведено 4 РПС;
2013-2014 – педагоги приняли участие в 2 конференциях областного уровня;
2014-2015 – педагоги приняли участие в 4 районных конференциях;
2013-2014 не было участников в районном конкурсе методических разработок;
2014-2015 5 участников конкурса методических разработок, все аботы имеют призовые места.
Все больше у педагогов появляется заинтересованность – для кого-то это мотивация профессионального развития в глазах коллег, для кого-то самоутверждение, для кого-то это просто оценка своих теоретических знаний и практических навыков.
Таким образом, используемые формы позволили: вовлечь педагогов в методическую работу и напрямую влиять на построение методической работы в дошкольном учреждении; активизировать педагогов на самообразование, поиск новых форм и методов работы, как с педагогами, так и с детьми..
Методическая работа является важным компонентом образовательной инфраструктуры, призвана поддерживать современный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению. Поэтому важно организовать методическую работу таким образом, чтобы она способствовала не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрывала его творческие возможности.
Педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Способный организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Технология АМО – средство повышения уровня мастерства педагогов в условиях введения ФГОС ДО.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня над...
Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...