Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение «Детский сад №56», реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования
Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовил педагог-психолог:
Мартынова А. М.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
Работа по социализации воспитанников осуществляется при соблюдении следующих принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Наше образовательное учреждение работает с детьми с особыми образовательными потребностям. Структурное подразделение «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань посещают 128 воспитанников с ОВЗ, которые требуют со стороны взрослых особого внимания, заботы, любви, ласки, понимания. Это дети с нарушениями речи, нарушениями зрения, нарушениями слуха.
У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, чрезмерная подвижность и возбудимость. Все это требует создания специальных условий, способствующих снижению нервно-психического напряжения, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, чтобы он чувствовал принятие себя со стороны взрослых и сверстников.
В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что родителям не хватает ни знаний, ни эмоциональных и физических сил для оказания поддержки и помощи своим детям в их позитивной социализации.
В нашем образовательном учреждении эффективно осуществляется взаимодействие с родителями, так как без сотрудничества, и обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности, создания условий и вовлечение родителей в образовательную деятельность, мы не сможем осуществлять успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наши воспитанники испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих их взрослых. Когда в коррекционно-образовательном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи, воспитанникам удается достичь лучших результатов.
Для эффективного построения работы педагоги нашего структурного подразделения максимально изучают семью воспитанника, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания.
Сотрудничество с педагогами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами педагогов.
Для эффективного планирования работы с семей мы проводим анкетирование и опросы, в процессе которых изучаем социальный состав семьи, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. В результате полученных данных выявляются запросы и образовательные потребности родителей, уровень их педагогической осведомленности, готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей.
Для повышения родительской компетентности в своей работе мы используем следующие виды сотрудничества: консультации, беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, дни открытых дверей.
Консультации плановые и неплановые бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в определенные дни и часы.
Во время бесед с родителями происходит обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания ребенка, оказание родителям своевременной помощи.
На семинарах-практикумах родители имеют возможность освоить практические навыки по развитию, коррекции и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из распространенных форм работы с семьей являются родительские собрания. Выбор темы собрания определяется потребностями и запросами родителей.
В течение года, перед началом собрания показывают занятия учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели с группой или подгруппой детей.
Часто вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в материалах, помещенных на стендах, в консультациях.
В нашем структурном подразделении «Детский сад №56» проходят «Дни открытых дверей», которые предоставляют возможность родителям познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, развивающим и лечебным оборудованием, задачами коррекционно-образовательного пространства, деятельностью специалистов. Такие дни помогают родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками, проследить динамику его развития, побуждают обращаться за консультацией к специалистам.
В своей деятельности педагоги нашего детского сада активно используют наглядные формы работы, такие как: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, фотовыставки, уголки для родителей, в которых содержатся материалы информационного характера, рекомендации учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога по вопросам успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью повышения родительской компетентности педагоги детского сада используют домашнее визитирование. В первую очередь это необходимо для семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагоги знакомятся с семьей, ее укладом, общаются с родителями в непринужденной обстановке.
Таким образом, насколько наши педагоги образовательного учреждения и родители объединены, понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка, напрямую влияет на эффективность работы, эмоциональный климат в коллективе и на успешную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Литература
Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие – М.: Вента-Граф, 2015
Шереметова Г. П., Мостовская Я. Ю. Социализация детей с ограниченным возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции – Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для родителей по успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...
Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...