Мелкая моторика и способы ее развития
консультация
помощь родителям для развития мелкой моторики у детей, что можно для этого использовать и как.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_i_sposoby_ee_razvitiya.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика и способы ее развития.
Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центов мозга – плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие человеческие качества, как: внимательность, концентрация, память, хорошая речь, творческое мышление, смекалка – начинаются с развития ловкости пальцев.
Каким образом мы можем посодействовать развитию мелкой моторики у малыша?
Первое, что может сделать мамочка – помочь новорожденному установить лучший контакт с пальчиками. Поглаживать ладошки от запястья к кончикам пальцев, перебирать пальчики, вкладывать свой палец в кулачек малыша, во время купания, легонько взять за запястье и аккуратно потрясти ручкой под водой.
Ближе к 3-м месяцам, малыш начинает активно ощупывать себя, маму и окружающие предметы. Тут, необходимо предоставить малышу максимальное разнообразие ощущений – гладкое, шероховатое, ребристое, мягкое, твердое, холодное, теплое, выпуклое, угловатое, жесткое, податливое, пушистое……Чем больше ощущений зафиксирует мозг, тем лучше. Вкладывайте в ручки ребенка разные предметы, во время прогулки по дому дайте потрогать вещи, мимо которых вы проходите. Пусть проведет ручкой по стене, потрогает книги, мебель, струю воды, занавески. Все, что может быть познавательным и безопасным.
Купите малышу развивающие игрушки разной формы и текстуры, которые посодействуют накоплению коллекции тактильных ощущений и разовьют чувствительность кончиков пальцев – это имеет большое значение в развитии мелкой моторики.
Можно сшить мешочки из материалов разных цветов и текстур, и наполните их: крупами, камушками, пуговицами, целлофаном. Налейте воду в обычный воздушный шарик и дайте малышу поиграть с ним. Если вы кормите грудью, на время кормления повесьте на шею яркие, крупные бусы, пусть малыш поиграет с ними.
Когда малыш более или менее научиться координировать свои движения, можно предложить ему творческие занятия: рисование, лепка, конструирование.
Рисование полезно не только для развития, но и как способ выразить свои чувства и эмоции. Для рисования красками, можно использовать: пальчики, кисти, губку, ватные палочки, скомканный кусочек бумаги, детские штампики, толстую нить (обмакнуть в краску, взять за кончик и водить по бумаге). Карандаши, пастель, мелки и фломастеры, лучше выбирать потолще, чтобы малышу было удобно.
Лепка – необычайно эффективное занятие, развивающее ловкость пальцев. Первые самостоятельные попытки лепить, малыш делает во время еды, когда возить с кашей. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, не ругайте малыша, играющего с едой, возможно, это стремление проявить талант будущего великого скульптора или художника, ведь еду можно не только мять, но и рисовать ей. Самый безопасный и экологический чистый продукт для лепки – соленое тесто, которое может сделать самостоятельно каждая мама или бабушка, используя муку, воду и соль. Примерный рецепт теста: 2ст.муки, 1ст.соли и 1ст.воды перемешать до плотной, однородной консистенции.
Для окраски массы можно добавить порошковые пищевые красители или же раскрасить уже готовое изделие красками. Можно купить готовые массы для лепки, на растительной основе, специально для малышей. Они безопасны и легко отмываются. Для разнообразия, вы можете приобрести специальные формочки, для выдавливания фигурок из массы. Для детей постарше, вполне подойдет пластилин или глина.
Конструирование – очень увлекательное занятие. Конструировать можно: из кубиков, конструкторов типа Lego, магнитных конструкторов, из кастрюль и коробок. Для малышей желательно приобретать конструкторы, состоящие из крупных деталей.
Для развития мелкой моторики полезно: перебирать предметы (не только дома, но и на природе, например, ягоды, каштаны, листья, шишки), малыши могут рвать бумагу ( дети постарше вырезать), собирать мозаику, листать журналы, нанизывать макаронные изделия с крупным отверстием на нитку с иголкой (игла должна быть из дерева или пластика), перекладывать из емкости в емкость небольшие предметы ( жестяные баночки, контейнеры, баночки из под крема, шкатулки, косметички, кошелечки), заполнять пластиковую бутылку фасолью или горохом, играть с пряжей, бусами, пуговицами, шнурками, веревками, игры в песочнице. Все эти игры должны проводиться строго под присмотром взрослого.
Кроме всего прочего, существуют так называемые «пальчиковые игры», которые не только способствуют развитию мелкой моторики, но и укрепляют здоровье, так как стимулируют активные точки на ладошках. Одна из всех известных пальчиковых игр – «Сорока-белобока». Играют в нее так: Малыша сажаете себе на колени или напротив, берете в руку его ладошку и приговариваете, загибая по очереди каждый пальчик начиная с мизинчика:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Не дам тебе ничего!
В пальчиковых играх используются жесты, стимулирующие разные активные точки, эти упражнения взяты из древней индуистской практики – йоги пальцев. Такие жесты называются – «мудры». Каждая мудра, стимулирует один или несколько органов в теле, улучшая их работу или содействуя исцелению, в случае неполадок. Идеи пальчиковых игр можно найти в специальных изданиях.
Список некоторых игрушек, способствующих развитию мелкой моторики:
Пирамидки,
Кубики,
Конструкторы,
Пазлы,
Игры-шнуровки,
Счеты,
Игры с кнопочками,
Сортеры,
Игрушки – лабиринты,
Дидактические кубы,
Развивающие центры,
Игрушки – пищалки,
Наборы для нанизывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелко...
Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами
АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной мною темы в том, что в последние годы катастрофически растет число детей, нуждающихся в логопедической помощи. К 5 годам из группы в 25 детей – примерно 15 обязательно оказывают...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...
«Мелкая моторика, как способ развития речи»
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В. А. Сухомлинский...
Презентация опыта "Развитие мелкой моторики как способ оздоровления ребенка"
Презентация опыта "Развитие мелкой моторики как способ оздоровления ребенка"...