Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Актуальность проекта:
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики. Может реализовываться в любой группе, начиная с одного года.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего и младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_plastilinovye_ruchki.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
«Пластилиновые ручки»
на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Разработала: педагог-психолог Лобова О.И.
г. Калининград
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Актуальность проекта:
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики. Может реализовываться в любой группе, начиная с одного года.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего и младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Цель проекта: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
- формирование благоприятной развивающей среды;
- развитие мелкой моторики у дошкольников;
- развитие речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
- интеграция различных образовательных сфер;
- учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; умение планировать свою работу и доводить ее до конца;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Участники проекта: воспитанники первых и младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.
Сроки проведения проекта: сентябрь – февраль.
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта: потешки, стихи; физкультминутки, пальчиковая гимнастика по теме проекта.
Родителям будут предложены консультации по вопросам развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность – пластилинографию. Будут даны рекомендации и советы по проведению изодеятельности - пластилинографии в домашних условиях, в целях развития мелкой моторики рук и творческого потенциала ребенка.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
- определение цели, задачи, содержания и прогнозирования результата проекта;
- подбор и изучение необходимой литературы;
- составление плана работы и подбор методик;
- предоставление родителям наглядной информации «Волшебный пластилин»;
- подготовка игротеки: пальчиковая гимнастика;
- подбор материала («орудия») для реализации проекта.
2-й этап «Основной»
Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Оценка результата проекта.
Презентация проекта.
Роль родителей в реализации проекта: привлечь родителей к участию в проекте «Пластилиновые ручки» через совместные занятия по пластилинопластике с детьми дома.
Предполагаемый результат:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями - стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Календарно-тематический план занятий
по пластилинографии
Неделя | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
1-я | «Волшебный пластилин» | знакомство с пластилином, изучение свойств. Обучение разнообразным приемам действий с пластилином. Формирование интереса к работе с пластилином. Развитие мелкой моторики рук. Развитие творческого потенциала ребенка. |
2-я | «Украсим кукле платье» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
3-я | «Яблонька» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
4-я | «Сушки» | учить детей, раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы, прижимая их, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
Октябрь |
1-я | «Посади грибочки» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
2-я | «Гусеница на листике» | развивать творческий потенциал ребенка, развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе с пластилином. |
3-я | «Звезды»» | развивать творческий потенциал ребенка, развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе с пластилином. |
4-я | «Листопад» | освоение приема плоскостной лепки - размазывание, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
Ноябрь |
1-я | «Мухомор» | учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки, учить детей, прикреплять его к основе, равномерно располагать в нужном месте картинки; развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал ребенка. |
2-я | «Осенний лист» | освоение приема плоскостной лепки, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
3-я | «Дождик» | учить детей надавливающим движением, размазывать пластилин, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
4-я | «Божья коровка» | учить детей, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки, равномерно располагая их на картинке, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал ребенка. |
Декабрь |
1-я | «Ежик» | освоение приема плоскостной лепки - размазывание, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
2-я | «Снег идет» | учить детей, надавливать на пластилин, прикрепляя его к основе, равномерно располагать пластилиновые шарики, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Наряжаем елку!» | учить детей, размазывать пластилин на основе, надавливать и скатывать пластилин, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Новогодний шар» | учить детей, надавливать на пластилин, прикрепляя его к основе, равномерно располагать пластилиновые шарики, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
Январь |
1-я | «Бусы» | учить детей, вдавливать детали в основу из пластилина, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
2-я | «Лучи для солнышка» | учить детей, вдавливать детали в основу из пластилина, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Зернышки для курочки» | продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить надавливать, прикреплять, располагать пластилиновые шарики на равномерном расстоянии, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Витаминки в банке» | учить детей, скатывать из пластилина шарики, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, развивать творческий потенциал ребенка. |
Февраль |
1-я | «Бабочка - красавица» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
2-я | «Волшебный цветок» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Змейка» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Рыбки» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Консультация для родителей «Пластилиновые ручки».
Пластилинография в работе с детьми раннего возраста.
Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:
• Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.
• Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.
• При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!
Польза пластилина, заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками.
Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.
Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью с его помощью можно рисовать.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.
В наше время выпускают много видов пластилина разного качества. Важно, чтобы пластилин и пасты для лепки были безопасны для малышей. Поэтому родителям своих воспитанников советую покупать пластилин, который сделан на растительной основе, без вредных добавок.
Работа с пластилином должна доставлять радость малышам! Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски).
Родители не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат детей работе с изобразительным материалом. Поэтому на первом родительском собрании в сентябре-месяце, рассказав родителям о лепке, предлагаю идеи для творчества с детьми дома.
Дорогие мамы и папы!
Предлагаю вашему вниманию идеи для творчества с детьми. Прислушайтесь, пожалуйста, к ним.
Идеи для совместной деятельности дома:
- Принесите с улицы ветку и украсьте ее маленькими кусочками пластилина (ягодами).
- Раскатайте из пластилина лепешку (можно придать ей какую-нибудь форму). Предложите ребенку прилеплять на нее мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох…).
- Предложите малышу отщипывать маленькие кусочки пластилина (шарики, яблочки, сливы…) от большого куска пластилина. Попросите ребенка «повесить» их на дерево или елку.
- Попробуйте сделать пластилинового ежика. Скатайте шарик, предварительно размяв пластилин, чуть-чуть оттяните «носик», из пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
- Можно сделать улитку из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза. Рожки можно сделать из макарон или тонких колбасок.
Не стоит заниматься пластилином длительное время, не более получаса, чтобы ребенок не заскучал.
В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Польза пластилина, заключается в самой лепке, а не в ее результате. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Пальчиковая гимнастика
***
Прилетела к нам вчера полосатая пчела (загибать пальцы по одному)
А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить ладони на стол)
***
На ромашке – две букашки, (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела, (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
***
Божья коровушка, (пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облачко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы, (раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
***
В избушке из ватрушки (поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)
Живут подружки-мушки.
А в пряничном домишке – сластёны - муравьишки.
Оса ночует в хатке
Из сладкой мармеладки,
А паучок в холупке из треснутой скорлупки.
***
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу. (Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь! (Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса, (Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза, Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
***
У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы)
Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)
Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)
Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить на кулак)
***
Жук жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)
Звенит комар, ищет бабочка нектар,
Муравей несет травинку,
А паук сплел паутинку. (пальцы правой руки сжимают в кулак)
Стрекоза вокруг летает, (делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)
Насекомых всех хватает.
Разлетайтесь, разбегайтесь,
В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе - врозь).
Дружно дают под землей корешки (Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
«Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру
ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Грибы»
Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
«Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
«Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
«Домашние птицы»
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
«Насекомые»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...
Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...
Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...
Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития личностного потенциала детей раннего и младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для использования "Логических блоков Дьенеша" в детскам саду....
Развитие ритма у детей раннего и младшего дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ РИТМА У ДЕТЕЙ раннего и младшего дошкольного возраста Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях ...
Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, сенсомоторики, для детей младшего дошкольного возраста.
Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.Развивая мелкую моторику, мы...