Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obuchenie_gramote.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (старшая группа)
по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова»
Почему сначала звуки, а потом буквы?
Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.
Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Звуки: гласные, согласные (твердые, мягкие)
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:
Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -
ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных
звуков: А О И У Ы Э
Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-
нужно сравнивать звуки по их произношению.
Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.
(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-
мешают зубы)
ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем
пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует
помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-
губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.
Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание
на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются
(произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука
мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:
ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ
ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.
Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это
проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит
ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых
связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:
«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук
«з»- горлышко вибрирует).
Для примера, рассмотрим звуковой анализ
слова КНИГА.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству
звуков в слове.
1. мы должны определить последовательность звуков в слове,
интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»
«И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или
мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,
согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –
зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный
гласный черной фишкой.
В работе это выглядит так:
Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»
1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.
2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой
3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой
4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой
5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.
«Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.
Вопросы и задания:
1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)
2.Какой ударный звук? («и»)
3.Произнеси слово с ударением («книиига»)
4.Какой мягкий согласный? («нь»)
5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)
6.Какой первый согласный звук? («к»
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН).
Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов.
Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций. Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной.
После того как ребёнок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё настолько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, тренироваться ребёнку не хочется. Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения.
Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)
Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и
внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.
Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот
примеры простых игр.
Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).
Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).
Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое
рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу
«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.
Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.
Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -
«сам», «собака» - «бак» и т. д.
На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.
Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...
ООД по обучению грамоте "Звуковой анализ слова, на примере слова «клей»".
Тема: Звуковой анализ слова, на примере слова «клей»....