Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения
презентация к уроку (старшая группа)

Лаптева Ольга Юрьевна

Данная презентация предназначена для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме: "Артикуляционная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1_ag.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения Презентацию подготовила: Лаптева Ольга Юрьевна – учитель-логопед МБ ДОУ «Дс кв «Кирпичики»» АГО

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с учителем-логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Слайд 3

Твердое нёбо мягкое нёбо маленький Верхние альвеолы Верхние зубы Верхние губы Кончик языка Нижняя губа Нижние зубы Нижние альвеолы Спинка языка Корень языка

Слайд 4

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: а) в детском саду с учителем-логопедом во время индивидуальных занятий, подгрупповых занятий по произношению, фронтальных занятий по обучению грамоте; б) в детском саду с воспитателем; в) с родителями дома. Выполняется артикуляционная гимнастика ,сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

Слайд 5

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д. Старайтесь, чтобы занятия были регулярными. Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Слайд 6

Упражнения на развитие артикуляционной моторики Упражнения для развития мышц нижней челюсти; Упражнения для развития мимических мышц; Упражнения для развития губных мышц; Упражнения для развития мышц языка; Упражнения для развития правильного речевого дыхания;

Слайд 7

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ «УЛЫБКА» . Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК» . Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. « ТРУБОЧКА» . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «БУБЛИК», «РУПОР ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: « ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; «УЛЫБКА »—« ТРУБОЧКА ». «КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ... «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону (язык находится у дёсен, а не скользит по нижнему краю зубов), потом снизу вверх (кончик языка широкий, начинать движения от корней нижних зубов). «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «ТРУБОЧКА ЯЗЫЧКОМ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ» Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, прикле­ить конфетку к небу за верхними резцами. «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. «ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «СТРЕЛОЧКА»; Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голоса пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет). «пароход гудит».Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы]. «САМОЛЕТ ГУДИТ».Рот приокрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится л. «АВТОМАТ» Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп. «ПУЛЕМЕТ» Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д». « БАРАБАНЩИКИ » Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «ШМЕЛЬ» Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «МАЛЯР» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрвая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть «ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз.

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола. «ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. «ПОДУЙ В ТРУБОЧКУ» Сделать трубочку языком, подуть в пузырёк, чтобы послышался свист. «ЛОПНИ ШАРИК» Набрать в щёки воздух. Расслабить щёки, выпуская воздух . «НАДУЙ ИГРУШКУ» Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Слайд 12

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Воспитатель Учитель-логопед Работает по формированию правильного звукопроизношения. Работает по исправлению звукопроизношения Подготовительный этап Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Создание определенных положений и тренировка движений органов артику- ляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Слайд 13

Этап появления звука Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы звука (звукоподражания),соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. Постановка звука Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений п еред зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.

Слайд 14

Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи) Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Научить воспитателей  выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика?  Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"

Рекомендации родителям по проведению комплекса артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения на занятиях воспитателя...