Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gi_mn_ns_port.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Выполнила: воспитатель Кудрявцева И.Ф.
г.Семенов 2018г.
К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Вопрос к родителям:
Что такое – артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Прежде чем начать занятия необходимо познакомить ребёнка с органами артикуляции, частями язычка (кончик, спинка, боковые края, корень, направлениями (верх, низ, право, лево). Желательно все упражнения проводить с опорой на соответствующие картинки или предметы.
Проводить занятия каждый день по 10-15 минут, сидя перед большим зеркалом вместе с ребёнком. Вначале все упражнения проводятся медленно, добиваясь необходимого качества, затем быстрее.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Мостик» и др.
и динамические (подвижные): «Часики», «Качели» «Вкусный мед» и др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
В своей работе использую пособие: «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищевой.
Там есть статические упражнения:
1. «Улыбка».Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
2.«Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
3.Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
4.«Лопаточка». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
5. «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
6. «Иголочка». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
7. «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
И динамические упражнения:
1.«Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
2. «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
3. «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
4.«Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
5.«Орешек».
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Научить воспитателей выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...
Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"
Рекомендации родителям по проведению комплекса артикуляционной гимнастики в домашних условиях....
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения
Данная презентация предназначена для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме: "Артикуляционная гимнастика"...
Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"
Материал будет полезен как для родителей так и для педагогов в организации групповой и индивидуальной работы по развитию речи...
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Цель мастер-класса: передача опыта родителям, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляцио...