Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Евгения Сергеевна Тропко

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Презентация мастер-класса: 

http://noginsk-ds3.caduk.ru/p5aa1.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_art_gimnastika.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Звездочка» комбинированного вида

        

 Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема:

«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Подготовила:

Учитель-логопед

Тропко Е.С.

Ногинск, 2016 г.

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.

Ход мастер-класса:

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

- речевой слух,

- речевое внимание,

- речевое дыхание,

- голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям: Что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнениевыполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)

В своей работе я использую пособие И.А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляционная гимнастика для девочек», пособие Т. А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Веселую артикуляционную гимнастику» Н.В.Нищевой, «Игры для развития речи» Е.М.Косиновой. Также использую ИКТ - «Гимнастика со смешариками», «Цирковая и морская артикуляционная гимнастика» и.др. презентации.

Мною разработаны и используются в работе различные дидактические игры, логопедические кубики и «логопедические ходилки — бродилки»,  где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков (гусеница) или прямоугольников (вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

В упражнении «Отгадай, что спряталось?» — дети переворачивают картинки и выполняют упражнение, которое изображено на карточке.

Также я использую в своей работе логопедическую игрушку муляж «бегемотик Жу-жа». Данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание:

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и легонько «покусывать» язык (от кончика языка постепенно переходя к его средней части) верхними зубами, проговаривая «та-та-та…».
  2. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…».

Методические указания:

1). Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2). Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3). Покусывать и похлопывать язык нужно несколько раз и на одном выдохе.

«Лопатка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться,  приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

1). Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2). Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3). Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4). Боковые края языка должны касаться углов рта.

5).Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

 «Загнать мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Почистим нижние зубы»

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Почистим верхние зубки»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка – его ножку).

Методические указания:

1). Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2). Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3). При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

«Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

 «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить  место языка при произнесении звука Л.

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, как и при выполнении упражнения «Лошадка», только беззвучно.

Методические указания:

1). Следить, чтобы  нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2). Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3). Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя.

 «Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

 «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Научить воспитателей  выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика?  Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"

Рекомендации родителям по проведению комплекса артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения

Данная презентация предназначена для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме: "Артикуляционная гимнастика"...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения на занятиях воспитателя...