«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Семинар - практикум для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_artikuryatsionnaya_gimnastika.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
- Актуальность
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 5 - 6годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи.
При этом более 60 % детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков.
Если не обращать внимания на нарушения речи, они закрепляются и негативно влияют в дальнейшем на обучение в школе.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную гимнастику. У многих возникают трудности в правильном выполнении упражнений.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
3. Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;
- Артикуляционная гимнастика выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;
- Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений;
- Вначале артикуляционная гимнастика выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет новых упражнений;
- Каждое упражнение выполняется от 5до20 раз.
Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;
- Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами.
4. Названия органов артикуляции
Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо…
5. Виды артикуляционных упражнений:
- Статические. Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.
- Динамические. В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.
6. Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.
Статические упражнения:
(Демонстрация картинок к каждому упражнению)
«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10.
«Хоботок» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
«Окно» - широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.
«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Динамические упражнения:
(Демонстрация картинок к каждому упражнению)
«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Качели» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
«Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений.
«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
«Болтушка» - быстрые движения языком вперед назад.
«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.
«Красим потолок» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.
«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Футбол» - рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
7. Заключение.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены упражнения артикуляционной гимнастики для всех органов речевого аппарата, рекомендации к их выполнению. Для интереса детей к упражнениям весь материал сгруппирован в ви...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Презентация к семинару - практикуму разработана с целью обучения педагогов выполнению артикуляционных упражнений....
Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получ...
Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...