Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему: "Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка"
методическая разработка (младшая группа)
К сожалению в современном мире семейные традиции - это большая редкость. Поэтому приобщение детей традициям семьи и общества является одним из главных принципов дошкольного образования. Воспитание целостной духовно-нравственной личности ребенка возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_teme.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему:
«Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка»
Подготовила воспитатель
группы раннего возраста №4
Михеева О.В.
2015 год.
Цель: Приобщение семьи к духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
1.Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.
2.Поговорить о нравственных качествах, которые целесообразно воспитывать у детей.
3. Повышение педагогической культуры родителей, через традиции семьи.
4. Укреплять и поддерживать связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества.
Здравствуйте, уважаемые родители, рады вас приветствовать на нашем тематическом вечере.
I.Семья для малыша — это мир, в котором закладывается основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребёнка с раннего его возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание личности, направленное на формирование ее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.
Духовно-нравственные ценности – это основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Каждая семья стремится воспитать в своих детях такие нравственные качества как:
Вежливость - Аккуратность
Исполнительность - Чуткость
Ответственность - Смелость
Порядочность - Честность
Самостоятельность - Справедливость
Дисциплинированность – Внимательность
Поговорим о некоторых из них.
Начнем с такой черты характера как «Любовь».
«Как хорошо ,когда вас любит кто-то. Как хорошо любить кого-то!».
1.Упражнение «Объяснимся в любви друг к другу с помощью жестов!».
2.Конкурс «Кто назовет больше всего сказок, где родители и дети любят друг друга?»
(«Волк и семеро козлят» и т.д.»).
3.Упражнение-дискуссия по вопросам
а) Можно ли любить злых людей?
б) Можно ли по-доброму относиться к отрицательным персонажам?
в) Баба Яга злой или добрый образ? (похищает Иванушку в сказке «Гуси-лебеди», в сказке «Царевна лягушка» помогла советом как справиться с Кощеем и т.д.)
(Ответы родителей)
Давайте сейчас поговорим о такой отрицательной черте характера как «Злость».
«Известно всем из века в век : не злостью славен человек»
1.Закончите предложение «Я злюсь, когда……»
(Ответы родителей)
2.Тренинг выхода из злости .
Когда вы начинаете злиться :
- спойте веселую песенку;
- послушайте тихую музыку;
- расскажите о своей злости близкому человеку;
- полистайте семейный альбом
- нарисуй свое настроение и т. д.
И сейчас мы с вами попробуем выполнить последнее упражнение «Нарисуй свое настроение» у вас у каждого на столах лежит лист бумаги и цветные карандаши, пожалуйста, приступайте к работе – нарисуйте свое настроение на бумаге.
Обсуждение рисунков родителей.
Следующая черта характера человека, которая немаловажна в наше время это – «Сочувствие».
«Вся боль уходит за ворота ,когда сочувствует вам кто –то».
1.Упражнеие «Кому вы больше сочувствуете?»
а)Пушкинской старухе ,у которой вновь изба соломой крыта да разбитое корыто?
б) Колобку, который встретился с лисой?
в)Сестрице Алёнушке или братцу Иванушке ?
г)Дюймовочке, которая встретилась с кротом?
(Ответы родителей на вопросы)
3.Дискуссия « Нужно ли сочувствовать и помогать Федоре ,от которой убежала посуда? Рассеянному с улицы Бассейной?»
(дискуссия родителей по заданным вопросам)
И на конец самая главная черта характера человека это – «Доброта».
«Что такое доброта? Это сердца высота!»
1.Дорогие родители закончите предложение «Я стараюсь быть добрым и …»
2.Упражнение «Добрый человек»
По улице шла женщина с покупками, и вдруг у нее упал сверток, что сделает проходящий мимо человек:
- пройдёт мимо;
- поднимет сверток и подаст женщине;
- скажет женщине «У вас упал сверток» и пойдет дальше.
Какой поступок вы считаете правильным и почему?
(Ответы родителей)
3.А сейчас мы с вами проведем игру, которая называется «Цветок красивых слов» (родители вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово)
II. Немаловажную роль при воспитании положительных нравственных качеств у ребенка играют семейные традиции.
Что вы понимаете под словом традиция?
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
К семейным традициям относятся:
-семейные праздники;
-семейные архивы;
-семейные альбомы;
-семейный отдых на природе;
-семейное посещение театров, музеев , выставок;
-коллекционирование;
- игры с ребенком.
1) Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году? (Ответы родителей)
2) Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?
(Ответы родителей)
3) Что вы делаете совместно раз в неделю? (Ответы родителей.)
4) Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю), чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?
(Ответы родителей.)
Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день.
1) А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?
2)А какие могут появиться в ваших семьях?
3) Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь.
- Какие условия нужны, чтобы семейная традиция действительно существовала? (ответы родителей)
Памятка:
- Традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи.
- Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю.
- Традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться.
- Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говориться.
- Формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.
Создайте семейную традицию уже сегодня – и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.
Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить наше собрание.
Всем большое спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Семинар- практикум "Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста"
Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материа...
Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"
Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...
Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»
Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...
Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"...
семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формированию у педагогов новых професси...
Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...