Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
материал по развитию речи (старшая группа)
Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhneyshim_faktorom_vospitaniya_fryobel_schital_rech_1_1.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшим фактором воспитания Ф. Фрёбель считал игру, а развитие речи ребенка рассматривал как часть умственного и социального развития и предполагал организацию свободного общения ребенка с разными людьми в процессе таких видов деятельности как наблюдение, игра и сообщение знаний по ходу с дидактических игр с дарами. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым.
Любая совместная деятельность с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога: беседой, объяснением, рассказом, пением, чтением стихов, сказок, скороговорок и т.п. А также ответной реакцией ребенка: ответами, беседой, рассказом, повторением, пересказом, пением и т. д.
Использование даров позволяет повышать речевую активность, обогащение активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, он учится правильно и четко произносить звуки, слова, строить предложения, логически верно и последовательно излагать свои мысли, желания, рассуждать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. От уровня речевого развития зависит полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Мы предлагаем вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, можно применять для развития речи.
№ | Название игры | Дар Фребеля | Цель игры | Действия воспитателя |
1. Формирование звуковой культуры речи Качество речи зависит от четкого, произношения звуков, в составе слов и предложений, интонационной выразительностью, темпа, дикции и плавности изложения высказывания | ||||
«Бусы» | Дар № 11 | Закрепление звука в слогах, словах. | Воспитатель предлагает ребенку проговаривать за ним слоги, слова со звуком Р, С и т.д., если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. | |
«Гусеница» | Дар №11 | Автоматизация звуков в словах | Назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. | |
«Цепочка слов» | Дар №11 | Закрепление звука в начале и конце слова |
| |
«Солнышко» | Дар № 8 | Автоматизация изучаемого звука на уровне слогов | Повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. | |
Формирование словаря и грамматического строя речи Качество речи зависит от словообразования разных частей речи, формирования языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений), от умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными | ||||
«Волшебный мешочек» | Дар №1 | Цветные мячики в мешочке. Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море. | ||
«Ассоциации» | Дар №1 | Обогащение словаря | Цветные мячики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,…желтое солнечное настроение…» . Педагог сам предлагает словесную инструкцию. | |
«Подбери слово-действие» | Дар №7 | Обогащение словаря глаголами | Тигр (что делает?) – бегает, рычит, ходит, кушает, грызет, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (круги). | |
Подбери признаки к словам» | Дар №7 | Обогащение словаря прилагательными | Цветные фишки (круги, квадраты, треугольники раздаются детям и перед ребенком кладут картинку. Воспитатель спрашивает какой тигр, стол и т.д.). Дети, называя прилагательные, выкладывают фишку. | |
«Волшебные превращения» | Дар №7 | Обогащать словарный запас | На столе лежат фигуры детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д. | |
«А сколько у тебя?» | Дар №8 | Развитие навыков согласования числительных с существительными | Детям предлагается взять определенное количество палочек, а воспитатель показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок и т.д. | |
«Радуга» | Дар №10 | Учить согласовывать существительные с прилагательными. | Дети выбирают себе фишку любого цвета и согласовывают существительное с прилагательным, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д. | |
«Сосчитай» | Дар №10 | Закрепление умений согласования в роде, числе и падеже. | Перед детьми лежат фишки. Ребенку предлагается посчитать сколько красных (синих, жёлтых, зелёных) шаров» | |
Развитие связной речи Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, рассуждения, пересказ текста, составление изложения, сочинения. | ||||
«Составление сказки» | Дар № 7 | Учить составлять сказки | Воспитатель читает сказку, а дети выкладывают ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. Сказка «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг). | |
Развитие речевого дыхания Качество речи во многом зависит от речевого дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха и между ними предполагается пауза. Чтобы легко, выразительно произнести развернутую фразу, необходимо владеть плавным длительным управляемым выдохом через рот. Наряду с упражнениями по развитию дыхания необходимо учить детей правильно пользоваться голосом и интонацией. | ||||
«Забей мяч в ворота» | Дар №1 | Выработать глубокий вдох и более длительный выдох | Ребенку предлагается задуть мяч в ворота сопернику | |
«Помоги Колобоку» | Дар №7 | Ребенку предлагаются иллюстрации к сказке «Колобок» (встреча колобка с лисой). На картинке изображена лиса перед пустым пенечком. Плоскостной колобок накладывается на пенек, надо его спасти. Ребенок должен сделать вдох через нос и плавным выдохом через рот сдуть колобка с пенька | ||
Игры на формирование фонематического восприятия | ||||
«Хлопни (топни, прозвени, простучи) столько раз, сколько палочек» | Дар №8 | Развитие слухового восприятия. | Ребенку предлагается сосчитать палочки, которые находятся перед ним. Усложнение игры - Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д. |
Использование в работе «Даров Фребеля» способствует повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы, что в целом положительно влияет на развитие и обогащение речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников. Представленные игры с использованием «Даров Фребеля» можно применять и в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Литература:
1.Анищенкова Е. С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009.
2. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей — СПб., 2012.
3. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с технологическими картами: учебное пособие. Самара: Вектор, 2018.
4.Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». М.: Варсон, 2012
5.Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005.
6. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. М., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Развитие и совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО"
"Сочиняем загадки" (эффективный способ развития старших дошкольников)...
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"
Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста может затруднять процесс их подготовки к овладению чтением и письмом....
Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....
семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"
Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...
семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста"
Грамматический строй речи – это система един...
Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"
В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (3)