Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
материал по развитию речи (старшая группа)

Щербина Любовь Александровна

Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важнейшим фактором воспитания Ф. Фрёбель считал игру, а развитие речи ребенка рассматривал как часть умственного и социального развития и предполагал организацию свободного общения ребенка с разными людьми в процессе таких видов деятельности как наблюдение, игра и сообщение знаний по ходу с дидактических игр с дарами. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым.

Любая совместная деятельность с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога: беседой, объяснением, рассказом, пением, чтением стихов, сказок, скороговорок и т.п. А также ответной реакцией ребенка: ответами, беседой, рассказом, повторением, пересказом, пением и т. д. 

Использование даров позволяет повышать речевую активность, обогащение активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, он учится правильно и четко произносить звуки, слова, строить предложения, логически верно и последовательно излагать свои мысли, желания, рассуждать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. От уровня речевого развития зависит полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Мы предлагаем вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, можно применять для развития речи.

Название игры

Дар  Фребеля

Цель игры

Действия воспитателя

1. Формирование звуковой культуры речи

Качество речи зависит от четкого, произношения звуков, в составе слов и предложений,  интонационной выразительностью, темпа, дикции и плавности изложения высказывания

«Бусы»

Дар № 11

Закрепление  звука в слогах, словах.

Воспитатель предлагает ребенку проговаривать за ним  слоги, слова со звуком Р, С и т.д., если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. 

  «Гусеница»

Дар №11

Автоматизация  звуков в словах

Назови  слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. 

«Цепочка слов»

Дар №11

Закрепление  звука в начале и конце слова

  • Предлагаем  детям собрать цепочку слов от заданного слова, так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего. За каждый верный ответ дети нанизывают на свой шнурок фигуру. В конце игры сравнить результаты и определить победителя

«Солнышко»

Дар № 8

Автоматизация  изучаемого звука на уровне слогов 

Повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. 

Формирование словаря и грамматического строя речи 

Качество речи зависит от словообразования разных частей речи, формирования языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений), от умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными  и прилагательные с существительными

«Волшебный мешочек»

Дар №1

Цветные мячики в мешочке. Ребенку  предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.

«Ассоциации» 

Дар №1

Обогащение  словаря

Цветные мячики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,…желтое солнечное настроение…» . Педагог сам предлагает словесную инструкцию.

«Подбери слово-действие»

Дар №7

 Обогащение  словаря глаголами

Тигр (что делает?) – бегает, рычит, ходит, кушает, грызет, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (круги).  

Подбери признаки к словам»

Дар №7

Обогащение   словаря прилагательными 

Цветные фишки (круги, квадраты, треугольники раздаются детям и перед ребенком кладут картинку. Воспитатель спрашивает какой тигр, стол и т.д.).  Дети, называя прилагательные, выкладывают фишку. 

 «Волшебные превращения» 

Дар №7

Обогащать словарный запас

На столе лежат фигуры детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.

«А сколько у тебя?» 

Дар №8

Развитие навыков согласования числительных с существительными

Детям предлагается  взять определенное количество палочек, а воспитатель показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок и т.д.

«Радуга» 

Дар №10

Учить   согласовывать существительные с прилагательными.  

Дети выбирают себе фишку любого цвета и согласовывают существительное с прилагательным, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой.  Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.

 «Сосчитай»

Дар №10

Закрепление умений согласования в роде, числе и падеже.

Перед детьми лежат фишки. Ребенку предлагается посчитать сколько красных (синих, жёлтых, зелёных) шаров»

Развитие связной речи

Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, рассуждения, пересказ текста, составление изложения, сочинения.

«Составление  сказки»

Дар № 7

Учить составлять  сказки

Воспитатель  читает сказку, а дети выкладывают ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. Сказка  «Колобок» (Колобок — желтый круг, заяц — белый круг, волк — черный, лиса — оранжевый круг).

Развитие   речевого дыхания

Качество речи во многом зависит от речевого дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха и между ними предполагается пауза. Чтобы легко, выразительно произнести развернутую фразу, необходимо владеть плавным длительным управляемым выдохом через рот. Наряду с упражнениями по развитию дыхания необходимо учить детей правильно пользоваться голосом и интонацией.

«Забей мяч в ворота»

Дар №1

Выработать  глубокий вдох и более длительный выдох

Ребенку предлагается задуть мяч в ворота сопернику

 «Помоги Колобоку»

Дар №7

Ребенку предлагаются иллюстрации к сказке «Колобок» (встреча колобка с лисой). На картинке изображена лиса перед пустым пенечком. Плоскостной колобок накладывается на пенек, надо его спасти. Ребенок должен сделать вдох через нос и плавным выдохом через рот сдуть колобка с пенька

 Игры на формирование фонематического восприятия

«Хлопни (топни, прозвени, простучи) столько раз, сколько палочек»  

Дар №8

Развитие слухового восприятия. 

Ребенку предлагается сосчитать палочки, которые находятся перед ним. Усложнение игры -  Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д. 

Использование в работе «Даров Фребеля» способствует повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы, что в целом положительно влияет на развитие и обогащение речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников. Представленные игры с использованием «Даров Фребеля» можно применять и в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Литература:

1.Анищенкова Е. С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009.

2. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей — СПб., 2012.

3. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с технологическими картами: учебное пособие. Самара: Вектор, 2018.

4.Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». М.: Варсон, 2012

5.Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005.

6. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. М., 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"

Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...

Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"

В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...