Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»
учебно-методический материал (младшая группа)
Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей, рисование может стать одним из любимых занятий малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 601.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитете образования
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №84 «Снегурочка»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Семинар-практикум
на тему:
«Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию.
Виды нетрадиционной техники рисования»
Выполнила: воспитатель Васильцова А.Н.
Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию
Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей, рисование может стать одним из любимых занятий малышей.
В младшем дошкольном возрасте на первом плане задачи обучения изобразительным умениям и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средине листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, дети приучаются находить сходство с предметами окружающей действительности. Они начинают осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить: наглядные и словесные. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Ребенок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет или явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь четкие и ясные представления о предметах и явлениях. Средств наглядности много, используемых на занятиях рисованием. Сопровождаются они все словесными объяснениями.
Одним из эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но рисунок должен быть изобразительно грамотным, не упрощённым. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету. Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны зелёные ветви. Зрительный образ от рисунка не должен расходиться с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Дети следят за рисунком воспитателя и начинают подражать ему. Подражание выполняет активную обучающую роль. У детей, наблюдающих за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но для того чтобы развивались способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки, одного подражания недостаточно.
У младшего дошкольника еще недостаточно развита память, способность длительное время сохранять, воспринятое с четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Поэтому воспитатель должен еще раз объяснить задание каждому ребенку.
Результатом деятельности для маленького ребенка в рисовании красками является яркое пятно. Педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Работая с красками, надо добиваться того, чтобы дети, стремились улучшить сходство с предметами. В первую очередь детей необходимо научить правилам обращения с красками и кисочками.
Положительное влияние, на обучение детей младшего дошкольного возраста, оказывает использование различных игровых моментов. Когда педагог использует игровые ситуаций, предметы изображения становятся более близкими, живыми и интересными. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображения. В младшем дошкольном возрасте обучение рисованию начинается с игровых упражнений. Цель игровых упражнений сделать более эффективным процесс по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «По дорожке бегает мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к деятельности.
Игровые моменты в изобразительной деятельности в младшей группе продолжаются и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье. При этом воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети
При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание. Это создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). При отборе игр педагог должен учитывать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, знания младших дошкольников об окружающем мире, их интересы и игровой опыт, задачи руководства изобразительной деятельностью и развития творчества, дидактические принципы обучения. Связь изобразительной деятельности с играми служит обогащению и развитию обоих видов деятельности. А также повышает интерес младших дошкольников к рисованию, их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному развитию.
Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки у детей сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, развивается речь, фантазия и творчество, дети знакомятся с окружающим миром. Не нужно принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей. Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется. В этом возрасте особенно необходим индивидуальный подход, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Придается большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. У малыша развивается художественный вкус.
Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, придерживать лист левой.
Рисование карандашами, красками требует освоения определенных навыков. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое не удерживает карандаш.
Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует правильно пользоваться всем материалом.
Длительность занятий составляет 10-20 минут (кто-то заканчивает раньше, кто-то позже)
После 3-4 занятий рисования карандашами можно перейти к рисованию красками.
На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши.
При рисовании краской лучше дать всей группе краску одного цвета. Дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге). Затем воспитатель подводит к простейшему изображению, намечая дидактические задания: нарисовать ниточки к шарикам, или дорожки, по которым катятся мячи; изображать округлые формы разных величин (большой и маленький). Дети учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета.
У ребенка не сразу получается рисовать карандашом, т. к. рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Каждое движение дается ребенку с трудом и без помощи взрослого ему не обойтись. Наложите свою руку поверх ладошки малыша. Возьмите его ладонь в свою, легко помассируйте и покажите, как держать карандаш. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно: большим, средним и указательным пальцем.
Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения хорошо знакомых предметов на основе доступных средств.
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в раскрасках, в альбомах, рассматривание картинок в книжках-потешках и книжках игрушках)
Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Таким образом, в разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей.
Говоря о развитии умений детей в рисовании, отмечаем необходимость:
• - держать правильно карандаш, кисть
• - проводить горизонтальные, вертикальные линии
• - рисовать предметы округлой формы
• - ритмично наносить мазки
• - учить детей видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета
•- знать правила пользования кистью: правильно держать кисть, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть на подставку или в стаканчик, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски.
• - видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ
• - сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик чаще – кап, кап, кап!», «Бегут ножки по дорожке»)
Нетрадиционные виды рисования.
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Виды нетрадиционной техники рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками.
Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.
Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.
Рисование пальчиками.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.
Рисунки из ладошки.
Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.
Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Отпечатки листьев.
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Оттиск печатками из картофеля.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.
Оттиск пробкой.
Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Оттиск поролоном.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и поролон.
Восковые мелки (свеча) + акварель.
Материалы: восковые мелки (Свеча), плотная белая бумага, акварель, кисти
Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.
Проступающий рисунок.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисование по мятой бумаге.
Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.
Ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.
Рисование по мокрой бумаге.
Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.
Ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается, как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
Набрызг.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.
Ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо». Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.
Монотипия пейзажная.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.
Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Монотипия предметная
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование мыльными пузырями
Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).
Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Рисование песком, крупой, солью, скорлупой.
Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа)
Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.
Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)
Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).
Покрыть весь лист любой цветной гуашью (можно использовать несколько цветов или цветной картон)
Всю поверхность листа натереть свечой.
Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования
Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования....