Семинар- практикум "Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материалами, осваивали различные приемы и способы изображения, соответствующие среднему дошкольному возрасту. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг у меня не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества, необходим был образец. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришли на помощь различные виды детской деятельности, где ребенок мог расслабится, отвлечься от образовательной задачи, пофантазировать, дорисовать, творить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_izo.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Актуальность.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение и реализуется в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, содержание которых направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение потребности детей в самовыражении, выдвигают такие задачи, как:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
По словам в. А. Сухомлинского, «художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс влияния на развитие личности ребенка, с целью приобретения способности видеть красоту мира искусства и создавать его».
Одним из наиболее эффективных является организация работы на основе деятельностного подхода, с учетом принципа интеграции.
Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия и объединения различных направлений (в нашем случае различных видов деятельности детей среднего дошкольного возраста) для обеспечения целостности образовательного процесса.
Благодаря интеграции в художественно-эстетическом развитии через деятельность можно тесно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса ДОУ, что способствует правильному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостного, гармоничного развития личности, нравственных ценностей, которые во многом зависят от эстетического развития.
Интеграция образовательных направлений, позволяет синтезу различных художественных форм постепенно проникать во все виды детской деятельности, обогащая и насыщая ее радостью творения.
Целеполагание работы
Игра – самая естественная деятельность детей. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. Игра – это поле свободной творческой деятельности. В игре ребенок – полноправный субъект деятельности, а не объект воздействия взрослого. Поэтому в игре дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и самостоятельно решают их.
Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Так построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не только детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия. Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно – ведь это «всего лишь» игра.
Цель моей работы – создание условий и содействие художественно-эстетическому развитию посредством интеграции различных видов детской деятельности.
Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:
- проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей 4-5 лет;
- разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области художественно-эстетического развития посредством интеграции различной деятельности;
- апробирование различных видов игровых приемов в процессе художественно-эстетического развития.
Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует:
* эмоциональному развитию ребенка: умение общаться без слов, выражать свои чувства, применять волевые усилия, эмоциональную разрядку, удовлетворение от создания собственного продукта;
• физическому развитию ребенка: развитие тонкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрения и общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
* социальному развитию: поощрение детей к принятию решений и решению проблем, самостоятельность, сотрудничество, ответственность, уважение к чужим идеям и творчеству продуктов детской деятельности, приучение к порядку, последовательности и планированию;
* интеллектуальному развитию: увеличение словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, изучение линии, цвета, формы и текстуры, увеличение внимания;
* развитию творчества: стимулирование мышления в проблемных ситуациях открыто, развитие способности ценить культурное и художественное наследие.
Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми, поиск единомышленников.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Методическое обеспечение
Интеграция дает возможность активно использовать игровую деятельность в разных видах продуктивного творчества детей средней группы детского сада.
Организация педагогического процесса, направленного на развитие детей в процессе игровой деятельности, предполагает поиск и использование адекватных форм воспитательной работы по художественно-эстетическому развитию в разных видах детской деятельности.
Художественно-эстетический аспект развития детей среднего дошкольного возраста рассматривался еще выдающимися мыслителями, как особый способ взаимодействия человека с миром– Платоном, Аристотелем, Ж.Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию детей и развитие личности ребенка в разных видах деятельности.
Перед началом работы по теме опыта мною изучены следующая литература: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству.
Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, что облегчает работу мышления и воображения. Существенное значение игровой деятельности в воспитании художественно-эстетической активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Вместе с тем, здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника среднего дошкольного возраста, это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.
Поэтому речь идет о соединении этого вида трудовой деятельности с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой. Превращать весь процесс обучения в игру, было бы неправильно, так как игра может отвлечь детей от выполнения обучающей задачи.
Игровые методы, используемые при организации НОД и других видов детской деятельности разнообразны. К ним можно отнести:
- игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и пр.;
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра – конкурс, игра – путешествие; ролевая игра, деловая игра;
- проектно-конструкторские игры (художественное конструирование, конструирование из бумаги, создание произведений декоративно – прикладного искусства);
- настольные, компьютерные игры, игры-конструкторы.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Этапы работы
Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материалами, осваивали различные приемы и способы изображения, соответствующие среднему дошкольному возрасту. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг у меня не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества, необходим был образец. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришли на помощь различные виды детской деятельности, где ребенок мог расслабится, отвлечься от образовательной задачи, пофантазировать, дорисовать, творить.
Я широко использую на занятиях художественным творчеством различные образовательные технологии. Наиболее эффективны игровые: на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра – конкурс, игра – путешествие; ролевая игра, деловая игра; проектные: конструкторские игры (художественное конструирование, конструирование из бумаги, создание произведений декоративно – прикладного искусства); здоровьесберегающие: физминутки, минутки-побудки, развлекательные и познавательные упражнения, расслабляющие задания.
И этапами моей деятельности в получении положительного результата стали следующие:
1. Мотивационно-побудительный через знакомство детей с новыми изобразительными материалами, продуктивным оборудованием, заинтересованность играми в разных видах детской деятельности.
2. Продуктивно-познавательный через организацию образовательной деятельности с детьми средней группы (аппликация, лепка, рисование, конструирование, ручной труд, элементарное конструирование, робототехника и т.д.)
3. Результативно-диагностический через обобщение результатов детской деятельности (выставки, подарки для родителей, сюрпризы для друзей и другое). А также мониторинговые мероприятия с целью подведения итогов возрастной категории (средняя группа-конец года), сравнительный анализ диагностики по продуктивным видам деятельности.
В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую:
- технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Для расширения кругозора детей и приобщения к миру прекрасного были организованы мини-коллекции, фото-выставки в группах детского сада, а также в фойе «Деревянная игрушка», «Стеклянное чудо», «Куклы народов мира», и др. Эти мини-коллекции помогли приобщить малышей к волшебному миру прекрасного.
- технологию проектирования – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания. Дети свободны в своём творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Были реализованы проекты «Завораживающий квиллинг», «Цветочное царство», «Народная культура и традиции», «Навстречу друг другу». В работе над проектами участвовали не только дети, но и их родители.
- технологию сотрудничества Л.С. Римашевской, которая способствует формированию умения у дошкольников сотрудничать друг с другом. Я активно применяю модели для организации процесса, модели для организации групповой работы, модели – источников знаний для дошкольников, что позволяет детям в групповой работе не только определить цель задания (проекта), но и совместно спланировать свою деятельность, выполнить и оценить результат.
- мультимедиа технологии. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов ребенка. Мультимедийные технологии я применяю не только при решении задач обучающего характера, но и как средство эмоциональной разгрузки (н-р, интерактивные физкультминутки).
- методы нетрадиционных техник рисования, т.к. использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.
Результативность
Результатом работы по развитию художественно-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством интеграции разных видов детской деятельности явились позитивные сдвиги. В компетентностных изменениях можно отметить:
- богатый запас знаний детей;
- сформированность навыков и умений в изодеятельности;
- творческую активность.
- В личностных изменениях:
- уверенность в выборе изо материала и его применение;
- самостоятельность в использовании приёмов;
- целеустремлённость, ответственность в достижении поставленной цели.
!!! ВПИШИТЕ СВОИ КОНКУРСЫ
Результативное участие педагога в конкурсах различного уровня:
Международный: диплом руководителя победителя II международного конкурса детских рисунков «Краски детства», проводимого издательством «Си-пресс» и АКОО социальных и научных инициатив «Время перемен» 2017 г.; диплом руководителя победителя III международного конкурса детских рисунков «Осенние фантазии», проводимого издательством «Си-пресс» и АКОО социальных и научных инициатив «Время перемен», 2017г.
Федеральный: Сертификат участника открытого всероссийского конкурса центра педагогических технологий «Новое образование» «Лучшая методическая разработка», 2017 г.
диплом участника всероссийского интернет – конкурса педагогического творчества, проводимого «Ассоциацией творческих педагогов», 2017 г.; Сертификат руководителя, подготовившего трех победителей всероссийского конкурса «Осенние зарисовки», 2017 г.;
участник конкурса «Современный детский сад – 2017»; Региональный: диплом участника окружного конкурса «Моя прекрасная няня», 2017 г.
!!! ВПИШИТЕ СВОИ КОНКУРСЫ Дети стали победителями конкурсов различного уровня:
Международный: «Краски детства» Малаева Арууке (победитель), «Осенние фантазии»
Жебалова Карина (победитель). Всероссийский: «Вперед к звездам» Солдатова Есения (3 место), «День Победы» Солдатова Есения (3 место), «Здравствуй, весна!» Бухтияр Максим (3 место), «Осенние зарисовки» Ищенко Лиза (2 место), Тимеева Настя (2 место), Малаева Арууке (3 место), Скерсь Маша (3 место). Муниципальный: «Широкая масленица» Шамина Полина (2 место).
Диагностические мероприятия
Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через наблюдение за детьми и общение с родителями. Для его проведения использовала диагностику развития творческих способностей, рекомендованных в реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
По результатам диагностики уровень усвоения развития творческих способностей детей средней группы составил: первый столбик начало года, второй – середина (педагогический срез), третий – конец года.
Следовательно, можно сделать вывод, что данная результаты совместной деятельности плодотворно влияет на художественно - эстетическое развитие у детей среднего дошкольного возраста. Эту систему рекомендую использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями
В развитии любой деятельности родители – незаменимые помощники детей и воспитателей. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности не исключение. И поэтому, по данной теме работали в тесном контакте с родителями детей, использовав, такие формы работы, как анкетирование, родительское собрание, витрины наглядной агитации, творческие конкурсы «Золотая осень», «Зимние фантазии», «Военная техника» и др.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Родителям стало понятно, что изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
После целенаправленной проведенной работы был сделан вывод, что интеграция разных видов детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей, стимулирует к созданию ярких образов, развитию цветовосприятия, доставляет им радость, помогает воспитанию художественного вкуса.
Перспектива:
Постоянно повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приемов создания игровых ситуаций;
Повышать уровень развития творческих способностей дошкольников;
Стабильность получения качественных результатов в своей педагогической деятельности.
В настоящее время развитие творческого потенциала нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Тем самым, объединив все основные общеобразовательные программы ДОУ и направив работу педагогов на развитие творчества у детей средствами продуктивных видов деятельности. Этот компонент представлен в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...
Семинар по художественному развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство.
Методический маьтериал для воспиитателей...
Семинар-практикум "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста в ДОУ"
Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста. Проблемная ситуация: игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста. Практикум игр по ...
Родительское собрание -практикум в средней группе на тему: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста».
родители отправляются в страну сенсорику, выполняют задания по сенсорике....
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Методический семинар на тему :«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Одним из приоритетных направлений развития детей в ра...