Статья для родителей "Наши умные пальчики"
статья (средняя группа)

Точилкина Оксана Ивановна

"Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Ученые, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

 https://86raduga.edusite.ru/p9aa1.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_umnye_palchiki.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Статья для родителей

«Наши умные пальчики»

Составитель:

учитель-логопед

Точилкина О.И.

г. Югорск

Наши умные пальчики

 

«Наши умные пальчики»

 

Мелкая моторика развивается естественным образом,  начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. 

 

 

Пальцы сжаты в кулачок, редкие движения пальцами                                             

1 нед.

Открывает кулачок

2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

2,5 мес.

Иногда захватывает предмет кистью руки

3 мес.

Тянется к игрушке, хватает ее

3,5 мес.

Захватывает игрушку, подносит ко рту, бросает

4,5 мес.

Появляется опора на ноги

5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку

5,5 мес.

Активно манипулирует предметами

7 мес.

Для захвата использует большой палец

8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку

8 мес.

Пытается ставить кубик на кубик

9 мес.

Указательным и большим пальцем берет мелкие предметы

10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

11 мес.

Может перелистывать страницы у картонной книжки

12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

12 мес.

Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 2 мес.

Рисует каракули, росчерки

1 г. 5 мес.

Разрывает бумагу

1 г. 6 мес.

Переворачивает по одной странице

1 г. 8 мес.

Формируется предпочтение руки

2 г.

По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г.

«Правильно» держит карандаш

2 г. 6 мес.

Копирует круг

З г.

Расстегивает пуговицы

З г.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами)

4 г.

Режет ножницами бумагу

4 г.

Копирует треугольник

5 лет

Верно рисует квадрат

5 лет

 

 

 

Мелкая моторика развитие

 

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

 

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

 

 

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

 

Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то важно  больше внимания уделять развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п. Занятия по развитию мелкой моторикой можно начинать очень рано.

 

Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. 

 

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

 

Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

 

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев, рисование, лепка, аппликация и др.

 

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5  лет)

 

 

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 

 

 

ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ

 

 

 

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

 

движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)

 

 

 

 

 

 РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

 

 

 

Раз, два, три, четыре, пять             

Вышли пальчики гулять                

Раз, два, три, четыре, пять             

В домик спрятались опять             

 

сжимать и разжимать пальцы

выполнять «фонарики»

сжимать и разжимать пальцы

сжать руки в кулаки

 

 

 

  

 

КАПУСТА

 

 

 

Мы капусту рубим, рубим                         

Мы морковку трём, трём                         

Мы капусту солим, солим                          

Мы капусту жмём, жмём                          

 

резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга

движения, имитирующие посыпание солью

интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки

 

 

 

 

 

СНЕЖОК

 

 

 

Белый снег пушистый                    

В воздухе кружится                        

И на землю тихо                             

Падает, ложится.

А потом, а потом                            

Мы из снега слепим ком.                Ух!                                                    

 

ритмично, плавно опускать руки вниз

круговые движения кистями рук

плавно опускать руки вниз.

имитация сгребания снега

Выполнять движение «лепим пирожки».

Бросить снежок вперед.

 

 

 

 ОВЕЧКА

 

 

 

Вот кудрявая овечка                       

 

Шёрстка белая в колечках             

 

Шерстка мягкая, густая                 

 

Шубка у овцы такая!                      

играть растопыренными пальцами

 

поочередно соединять все пальцы с большим в колечки

выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка».

 

 

 

 

 

 

ДВА ЕЖА

 

 

 

Шли по лесу два ежа,      

Шли спокойно, не спеша,

 

На спине иголки,  

Острые и колкие,  

                         

Чуть шуршали листьями, 

 

               

И травкой зубки чистили,               

Чистку зубов.

 

поочередно шлёпать ладонями по коленям

 

резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак

 

круговые движения ладошкой по ладошке

 

указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов

 

 

 

 

 

 

ЗАМОК

 

 

 

На двери висит замок                

Кто открыть его бы смог?

Потянули, 

                                        

Покрутили, 

 

Постучали и

 

открыли!                                       

Ритмичные быстрые соединения двух рук в замок;

Потянули пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны;

Покрутили – движения  сцепленными пальцами от себя, к себе

Постучали – пальцы  сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга и открыли! 

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Умные пальчики"

Представлен практический материал для развития мелкой моторики пальцев рук....

консультация "Умные пальчики"

«Пальчиковые игры" - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев....

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Умные пальчики

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка....

Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

презентация на тему "Умные пальчики - Умные детки"

1слайд «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. Сухомлинский2 слайдМелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками по средствам скоординированных действий н...

Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....