Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Задачи проекта:
- Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
- Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, родители и дети ортопедической группы.
Длительность проекта: в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_umnye_palchiki.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «РОСИНКА»
города Балашова Саратовской области.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
для детей с нарушением ОДА
5 – 6 лет с ФФН
| Учитель-логопед МДОУ «Росинка» |
14 апреля 2011 г.
г. Балашов
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»
И. Кант
АКТУАЛЬНОСТЬ
Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.
Вот почему и был составлен проект «Умные пальчики».
Обучая родителей и педагогов, автор доносит до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.
Автор данного проекта выделяет и воспитательное значение речевых пальчиковых игр, делает заключение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.
Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Задачи проекта:
- Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
- Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, родители и дети ортопедической группы.
Длительность проекта: в течение учебного года.
Этапы проекта
Подготовительный:
- Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
- Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
- Подготовка наглядного материала:
- слайдов для мультимедийного демонстрирования
- письменных консультаций для стенда информации
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
Основной:
- Составление перспективного плана проведения с детьми ортопедической группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
- Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
- Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
- Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
- Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
- Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.
Заключительный:
- Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
- Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
Изучение тематики, формулировка проблемы | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей логопедической группы. | |
Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. | Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком. | |
Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 | Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. | |
Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы. | Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований. |
Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. | Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта. | |
Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. | |
Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг». | Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр. | |
Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования). | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта. | |
Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными. | |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. |
Повторная диагностика в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей. | |
Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ | Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности. | |
Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». | Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа |
В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:
- Выстроена система работы по профилактике речевых нарушений.
- В дошкольном учреждении создано единое коррекционно-образовательное пространство.
- Повысился уровень знаний у педагогов и родителей. У родителей сформовалась активная позиция по проблеме развития мелкой моторики детей.
- В группах созданы необходимая развивающая среда. Таким образом, в результате выполнение задач по данным итоговой диагностики и анализа данных удалось добиться уменьшения количества детей пятилетнего возраста с нарушениями мелкой моторики рук.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Проект является эффективным, малозатратным. Опыт может быть использован в общеразвивающих группах для профилактики речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
Педагогический проект "Новый год!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет
Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский проект "Новый год!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
исследовательский экологический проект для реализации в детском саду...
Педагогический проект «Азбука безопасности» для детей старшей группы
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (август 2016 – май 2017)Проблема - Проблема обеспечения безопасности детей н...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...