Статья "Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование детской художественной литературы при реализации образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность данной проблемы – проблемы чтения и роли книги в жизни человека – не нова. Со времен Ярослава Мудрого говорилось о важнейшей роли книги в формировании человека[1]. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, она обогащает, делает жизнь ребёнка интересной и полной необычайных открытий.
В наше время, когда общение взрослого и ребенка заменяют современные гаджеты, вкус и интерес к чтению пропадает, его прививают в детском саду. От педагога зависит, будет ли ребенок увлеченным читателем или останется равнодушным к чтению. Знакомство с огромным литературным наследием закладывается в дошкольном детстве.
Основной целью образовательной области «Речевое развитие» является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа[2]. Этого невозможно добиться, не используя в работе детскую художественную литературу, не сформировав интерес и потребность в чтении, восприятии книг.
Соблюдая требования стандарта и образовательной программы детского сада в своей работе, мы формируем:
интерес к чтению,
умение слушать вдумчиво, продуктивно,
умение сопереживать героям художественных произведений,
А так же развиваем речевое творчество детей и учим получать удовольствие от самого процесса чтения.
Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, воспитания культуры чувств и переживаний в наше время трудно, так как книга сегодня конкурирует с современной мультимедийной техникой. При выборе художественных текстов необходимо учитывать конкуренцию не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Не надо забывать что, книга притягивает маленького читателя, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть завлекательным: разные формы обложек, красивые и яркие иллюстрации. В библиотеке детского сада должны быть разные типы книг: игровые, развлекательные, познавательные, энциклопедии.
Реализовать такие задачи речевого развития в ФГОС дошкольного образования как: обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы возможно лишь возрождая традицию ежедневного чтения детям вслух, отказываясь от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
Незаменимы творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора:
- знакомые детям герои в новых обстоятельствах
- сказочный коллаж
- сказка от смешного стихотворения
- сказка от считалки, загадки
- спасаем героя сказки
- сказки от случая
- сказки о бытовых предметах
- продолжение сказки
- сказочный сериал
- сказки о любимых игрушках
- придумаем сказке новый конец
- сказки про себя [3].
Отлично зарекомендовало себя рисование по следам воспринятого произведения, доказано, что пересказ детьми знакомого текста с опорой на наглядность становится логичным и более подробным и выполняется с успехом [4]. Составление «книг» и «кинолент» по знакомым произведениям позволяет детям использовать выразительные средства речи и рисунка. Несмотря на сложность и трудоемкость такой работы, дети не теряют интерес, с удовольствием возвращаются к своим творениям, рассматривают, «читают» книжки собственного сочинения и оформления. Первое место у детей по праву занимают волшебные сказки, в последнее время очень популярны сказки с участием бабы-яги не только русские народные, но и зарубежные.
Нельзя не оценить роль театрализованной игры и инсценировки литературных произведений в развитии речи старших дошкольников. Тематический словарь в картинках «Любимые герои сказок» - чудесная находка – включает в себя методические рекомендации, текст сказок, словарик, план чтения, вопросы для детей, информацию для взрослых, игровое поле и куклы – персонажи. Совместная проектная деятельность родителей с детьми развивает не только речь, но и индивидуальные литературные предпочтения детей.
В заключение хочется поделиться словами Григория Остера, стихи которого не оставляют детей равнодушными: «Читайте детям не нотации, а книги!»
Литература
- Ярослав I Мудрый – Наука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki/Ярослав_I_Мудрый
- Скоролупова О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 3.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: «ФОЛИО»,1996
- Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. М.: «АЙРИСдидактика», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Книга – лучший друг» (подготовительная группа).Программное содержание:Познакомить детей с историей возни...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие"с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Для чего нужна одежда?"
На занятии, дети в игровой форме расширяют и конкретизируют представления об одежде, её назначениях, деталях, из которых она состоит; расширяют словарь по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, к...
Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по реализации образовательной области познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Весенний паводок» Будьте осторожны!
laquo;Весенний паводок» Будьте осторожны!Интеграция областей. Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.Цель. Расширить знания детей о ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...