КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ
консультация
Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм — что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения.
Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayu_monahova_klassifik_tipov_roditeley.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Ю. Монахова
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовил учитель-дефектолог: Грищенко Е.С
Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм — что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения.
Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
Манипуляторы. Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей делать то, что нужно родителю-манипулятору. Если манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы. Главное орудие против манипуляторов — научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию «взрослого». Необходимо сделать их позицию «прозрачной», открытой и понятной для всех.
Творческие. Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны и не всегда хорошо организованны.
Равнодушные. Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними — ваш авторитет.
Деструктивные. Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.
Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.
1. Блокирование — родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто,
2. Агрессивность — критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
3. Стремится к признанию — привлекает внимание, «тащит одеяло» на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
- Уход — проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
5. Доминирование — настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.
6. Стремление исповедоваться — использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.
Причины подобного поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), с проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т. д.
Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции «заботящегося родителя», «врача», который помнит старую, но очень верную формулу: «здоровый на больного не обижается». Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.
МОТИВЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
Мотивы плохого поведения | Привлечь внимание | Власть | Месть | Избегание неудачи |
Социальные причины | 1 .Эмоциональная холодность родителей 2. Внимание уделяется плохому поведению | Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения | Рост насилия в обществе, фрустрация потребностной сферы | Завышенные требования родителей |
Сущность поведения | Получить внимание любым способом | «Ты мне ничего не сделаешь» | Вредит в ответ на обиду | «Не буду и пробовать, все равно не получится» |
Сильные стороны поведения | Потребность в контактах, эмоциональном общении с родителями | Смелость, сопротивление влияниям | Способность защищать себя от боли и обид | Нет |
Реакция родителей: эмоции | Раздражение, негодование | Гнев, негодование, может быть, страх | Обида, боль, опустошение, негодование, страх | Беспомощность |
Реакции родите- лей: действие | Сделать замечание
| Прекратить выход- ку с помощью физического действия | Немедленно ответить силой или уйти от ситуации | Все делают за ребенка или «закрывают глаза», объясняя это внешними причинами |
Реакции ребенка | Временно прекращают | Прекращают выходку, когда сами решат | Прекращают действия, когда сами решат | Ощущают и попадают в зависимость от родителей. Продолжают ничего не делать |
Способы предотвращения | Утолить жажду в « поглаживаниях » . Учить детей проявлять себя социально-одобряемыми способами поведения. Оказывать внимание, хвалить за хорошее поведение | Уходить от конфронтации. Пытаться договариваться, идти на компромисс, сотрудничать, позволяя проявлять самостоятельность | Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем (в трудных ситуациях оказывать безусловную поддержку) | Поддержка ребенка и закрепление успеха, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей"
Рекомендации для педагогов по конструктивному взаимодействию с родителями...
ДОКЛАД «КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ»
В дошкольном образовании появилась новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй....
Консультация (мастер-класс) для педагогов "Классификация типов родителей и особенности их поведения"
Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родител...
Консультация на тему: «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Психотипы и способы взаимодейтсвия....
Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы.
В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития д...
Консультация для родителей. Классификация типов и стилей отцовских отношений.
Наши знания об отцовстве поразительно скудны. Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Такой подход не правилен и мать, и отец – оба являются родителями. Ка...
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нел...