КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ
консультация

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслу­шать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраива­ются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные чер­ты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм — что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слы­шать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Если возникают недоразумения, то они принимают различные спо­собы их разрешения.

Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитет­но. Часто они выступают в роли посредника меж­ду родителями и педагогами, родителями и деть­ми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко всту­пают в дискуссию, сотрудничают. В случае воз­никновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ayu_monahova_klassifik_tipov_roditeley.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ю. Монахова

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовил учитель-дефектолог: Грищенко Е.С

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм — что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения.

Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы. Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей делать то, что нужно родителю-манипулятору. Если манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы. Главное орудие против манипуляторов — научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию «взрослого». Необходимо сделать их позицию «прозрачной», открытой и понятной для всех.

Творческие. Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны и не всегда хорошо организованны.

Равнодушные. Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними — ваш авторитет.

Деструктивные. Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.

1.    Блокирование — родитель не согласен и отвергает   усилия   психолога,   демонстрирует,   что ничего не достигнуто,

2.   Агрессивность — критикует, обвиняет других, снижает   самооценку   окружающих,   группы, чтобы возвысить свой собственный статус.

3.    Стремится к признанию — привлекает внимание, «тащит одеяло» на себя, хвастается, говорит   громко,   демонстрирует   необыкновенное поведение.

  1. Уход — проявляет безразличие, мечтательность или  хмурость.

5.    Доминирование  —  настаивает  на  собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет,   требует.

6.    Стремление исповедоваться — использует других  в  качестве  аудитории  и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Причины подобного поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), с проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т. д.

Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции «заботящегося родителя», «врача», который помнит старую, но очень верную формулу: «здоровый на больного не обижается». Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.

МОТИВЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мотивы плохого поведения

Привлечь внимание

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные

причины

1 .Эмоциональная холодность родителей 2. Внимание уделяется плохому поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения

Рост насилия в обществе, фрустрация потребностной сферы

Завышенные требования родителей

Сущность поведения

Получить    внимание любым способом

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредит в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контактах,      эмоциональном общении с родителями

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакция родителей: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение, негодование, страх

Беспомощность

Реакции     родите-

лей: действие

Сделать замечание

 

Прекратить выход-

ку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти от ситуации

Все делают за ребенка или «закрывают глаза», объясняя это внешними причинами

Реакции ребенка

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают действия, когда сами решат

Ощущают и попадают в зависимость от родителей. Продолжают ничего не делать

Способы предотвращения

Утолить жажду в « поглаживаниях » . Учить детей проявлять себя социально-одобряемыми способами поведения. Оказывать внимание, хвалить за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Пытаться договариваться, идти на компромисс, сотрудничать, позволяя проявлять самостоятельность

Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем (в трудных ситуациях оказывать безусловную поддержку)

Поддержка ребенка и закрепление успеха, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей"

Рекомендации для педагогов по конструктивному взаимодействию с родителями...

ДОКЛАД «КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ»

В дошкольном образовании появилась новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй....

Консультация (мастер-класс) для педагогов "Классификация типов родителей и особенности их поведения"

Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родител...

Проектная деятельность в ДОУ: классификация, типы, этапы.

В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития д...

Консультация для родителей. Классификация типов и стилей отцовских отношений.

Наши знания об отцовстве поразительно скудны. Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Такой подход не правилен и мать, и отец – оба являются родителями. Ка...

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»

Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нел...