Консультация на тему: «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
В предыдущей части нашей встречи вы привели массу примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д.
Но необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей. Для того чтобы хотя бы немного минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо знать возможные причины возникновения этих проблем:
- Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.
- Барьером во взаимодействии может стать уровень образования.
- Педагоги и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.
- Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.
- Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью.
В процессе взаимодействия педагога с родителем важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому педагогу важно знать типы родителей, их особенности и уметь с ними правильно взаимодействовать, т.к. высокая техника педагогического общения – это ведущая составляющая педагогического мастерства.
Существует множество классификаций типов родителей, предлагаю рассмотреть самые основные часто встречающиеся типы портретов родителей (В. В. Ткачева):
1. Родитель авторитарного (импульсивно-инертного) типа:
Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ДОУ, педагогов и т.д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.
Отрицательные качества этой категории родителей:
- неумение сдерживать свой гнев и раздражение;
- отсутствие контроля за импульсивностью собственных поступков;
- склонность к участию в ссорах и скандалах;
- откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.).
Девиз данного типа родителей: «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним».
Рекомендации по взаимодействию с родителем авторитарного (импульсивно-инертного) типа:
- Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой.
- Правильная внутренняя позиция, т.е. не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее разожгут ваше недовольство. Вместо этого прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
- Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя.
- Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, по делу, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
- Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.
- Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
- Не избегайте общения после конфликта.
2. Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа:
В личности невротичных родителей доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, отказе от решения проблем. Сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения, всё воспринимают в трагических красках. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. Всегда всем недовольны, во всем разочарованы. Видя проблему, они не стремятся к самостоятельному ее преодолению. Считают, что нет выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, педагогов, администрации: «А нам никто не говорил… Мы ничего не знали…».
Девиз данного типа родителей: «Пусть всё идет в жизни, как идет».
Рекомендации по взаимодействию с родителем невротичного (тревожно-сензитивного) типа:
- Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
- Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
- В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.
- Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.
3. Родитель психосоматического типа:
Это самая многочисленная категория родителей. Проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категории. Эти родители эмоционально более лабильны, чем два других типа. Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних
взглядов ими изнутри. Если у невротических – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.
Девиз данного типа родителей: «Мы можем положить собственное здоровье на алтарь жизни ради своего ребенка».
Рекомендации по взаимодействию с родителем психосоматического типа:
- Данный тип родителей могут стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.
Рекомендации по взаимодействию
- Родитель авторитарного (импульсивно- инертного) типа:
- Не отвечайте гневом на гнев – это только накалит обстановку.
- Правильная внутренняя позиция. Сохраняйте спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
- Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами).
- Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
- Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился.
- Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.
- Не избегайте общения после конфликта.
2. Родитель невротичного (тревожно-сензитивного) типа
- Внимательно выслушивайте жалобу родителя, задавая при этом уточняющие вопросы, выясняя детали переживаний и самочувствия родителя. Это поможет снизить повышенный уровень тревожности подобных родителей, успокоит и стабилизирует их.
- Покажите, что вы понимаете проблему. Такому родителю важно, чтобы его услышали и поняли.
- В разговоре используйте местоимения «мы», «у нас». Это будет для родителя поддержкой, что он не один.
- Спокойное, уверенное поведение педагога создаст у родителя ощущение стабильности и защищенности.
3. Родитель психосоматического типа
- Данный тип родителей может стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.
Практикум
Уважаемые коллеги, предлагаю попробовать себя в роли подобных родителей.
(Участники из групп «Родители» вытягивают карточки с названием типа родителей и описанием ситуации, которую необходимо обсудить и обыграть совместно с педагогами (родитель-воспитатель; родитель-администрация). На обсуждение ситуации дается 3-5 минут. После этого участники презентуют свое выступление. По завершении проигрывания ситуации происходит обсуждение и дача рекомендаций по взаимодействию с подобного типа родителями).
Ситуации для проигрывания:
- Родитель предъявляет претензию воспитателю: моему ребенку не дали стихотворение на утреннике.
- Родитель предъявляет претензию администрации (заместителю заведующего по УВР): воспитатель не отследил вещи ребенка после прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Послание родителям от детей".
Если в вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у ваших детей проблемы со сверстниками, если н...
Консультация на тему: «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»
Рекмендации родителям...
Консультация на тему: Бдительные родители. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить!»
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда мал...
Консультация на тему: "Советы родителям по обучению рисованию"
Советы родителям по обучению рисованию.Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, р...
Круглый стол на тему: «Обучение родителей способам и методам взаимодействия с ребенком в сюжетно-ролевой игре в условиях семьи».
Круглый стол как форма обмена опытом между родителями....
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нел...
Консультация для воспитателей "Воспитание родителей и нестандартные формы взаимодействия с родителями.
В консультации раскрываются вопросы актуальности взаимодействия педагогов с родителями и семьями воспитанников ДОО, направления, цели и формы взаимодействия с родителями....