Консультация (мастер-класс) для педагогов "Классификация типов родителей и особенности их поведения"
материал
Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родительскую типологию. Быть может, вы найдете себя в одном из описаний, узнаете свои сильные и слабые стороны.
Педагогическое общение, реализуемое между родителями и иными участниками воспитательно-образовательного процесса – это профессиональное общение, организованное педагогом, направленное на установление контакта с родителями, повышение эффективности процесса воспитания и обучения детей, а также решение разнообразных проблемных ситуация, возникающих во время педагогического процесса.
Осуществляя взаимодействие с родителями, педагог должен учитывать, к какому типу относится родитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ
«КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОВЕДЕНИЯ»
Цель: знакомство педагогов с типами родителей и особенностями их поведения
Задачи:
1. Познакомить педагогов с типами родителей и особенностями их поведения.
2. Повысить психолого-педагогическое просвещение педагогов.
3. Создать благоприятный эмоционально-психологический климат.
«Самое сложное в работе с детьми —
это работа с их родителями»
Афоризм
Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родительскую типологию. Быть может, вы найдете себя в одном из описаний, узнаете свои сильные и слабые стороны.
Педагогическое общение, реализуемое между родителями и иными участниками воспитательно-образовательного процесса – это профессиональное общение, организованное педагогом, направленное на установление контакта с родителями, повышение эффективности процесса воспитания и обучения детей, а также решение разнообразных проблемных ситуация, возникающих во время педагогического процесса.
Осуществляя взаимодействие с родителями, педагог должен учитывать, к какому типу относится родитель.
1. Позитивно ориентированные. Такие родители стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет и в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Но могут и быть, например вспыльчивыми, тревожными, даже иногда эгоистичными. Однако, большой плюс это три непременных качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.
Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
2. Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они не всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
3. Манипуляторы. Таких большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т.д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов – научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.
4. Творческие. Они склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. Но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они не всегда хорошо организованны. Союз с ними необходим, так как они всегда ориентированы на качество. Главное – не отнести их к деструктивным.
5. Равнодушные. Это скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение. Главное оружие в общении с ними – авторитет.
6. Деструктивные. Для таких родителей характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение
взаимоотношений, конфликты. Причины подобного поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), с проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т.д.
Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.
- Блокирование – родитель не согласен и отвергает усилия педагога (психолога), демонстрирует, что ничего не достигнуто.
- Агрессивность – критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
- Стремится к признанию – привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
- Уход – проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
- Доминирование – настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.
- Стремление исповедоваться – использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.
Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.
В заключении сегодняшней консультации и для обратной связи с вами, хочется предложить следующее — изобразить графически тип родителей, опираясь на предлагаемое описание (вытягивание листочков).
Педагог-психолог _________________ У.К. Жирнова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: знакомство педагогов с типами родителей и особенностями их поведения ЗАДАЧИ: 1. Познакомить педагогов с типами родителей и особенностями их поведения. 2. Повысить психолого-педагогическое просвещение педагогов. 3. Создать благоприятный эмоционально-психологический климат.
«Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями» Афоризм Существует уйма типологий характеров людей, соционистические портреты и типы темперамента. В сегодняшней консультации я хочу предложить вам подойти с психологической стороны вопроса и раскрыть родительскую типологию. Педагогическое общение, реализуемое между родителями и иными участниками воспитательно-образовательного процесса – это профессиональное общение, организованное педагогом, направленное на установление контакта с родителями, повышение эффективности процесса воспитания и обучения детей, а также решение разнообразных проблемных ситуация, возникающих во время педагогического процесса. Осуществляя взаимодействие с родителями, педагог должен учитывать, к какому типу относится родитель.
Классификация типов родителей: 1. Позитивно ориентированные. С тремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Но могут быть вспыльчивы, тревожны. Б ольшой плюс это три непременных качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой категорией родителей самое приятное . 2. Союзники. О рганизация помощи педагогу является их основной целью. Мнение педагога для них всегда авторитетно. В ыступают в роли посредника между родителями и педагогами,. Г отовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они не всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
3. Манипуляторы. Таких большинство. Стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно. Настраивают всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. Главное орудие против манипуляторов – научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". 4. Творческие. Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты. Требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Они не всегда хорошо организованны. Союз с ними необходим, так как они всегда ориентированы на качество. Главное – не отнести их к деструктивным .
5. Равнодушные. Это скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. Демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение. Главное оружие в общении с ними – авторитет. 6. Деструктивные. Для них характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие. Блокирование – родитель не согласен и отвергает усилия педагога (психолога), демонстрирует, что ничего не достигнуто. Агрессивность – критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус. Стремится к признанию – привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение. Уход – проявляет безразличие, мечтательность или хмурость. Доминирование – настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует. Стремление исповедоваться – использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли. Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно с ними разговаривать.
В заключении сегодняшней консультации и для обратной связи с Вами, хочется предложить следующее — изобразите графически тип родителей, опираясь на предлагаемое описание. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий».
Мастер-класс на тему: «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»....
Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"
Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге. Задачи:- создание условий для сознательного изучения детьми Прави...
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников "Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка"
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....
Консультация для педагогов ДОУ «Характеристика типов темперамента и особенности его проявления в дошкольном возрасте 3-7 лет»
Консультация для педагогов ДОУ «Характеристика типов темперамента и особенности его проявления в дошкольном возрасте 3-7 лет»...
Мастер - класс "Практические игры на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"
Дошкольный возраст –это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не м...
Мастер-класс "Способы стимулирования детской инициативы в процессе соблюдения правил поведения в помещениях ДОУ"
Приказ и план проведения мастер-класса...