ДОКЛАД «КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В дошкольном образовании появилась новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-klassifikatsiya_tipov_roditelskih.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 9
Г. Ярцево Смоленская обл.
ДОКЛАД
ТЕМА:
«КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ»
Воспитатель: Бессудова Наталья Александровна.
В дошкольном образовании появилась новая философия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Однако прежде чем говорить о реализации новой философии, нужно проанализировать предпосылки этого подхода и готовность к нему как родителей, так и педагогов, работающих в ДОУ.
Многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов интересовала эта проблема. Благодаря их исследованиям удалось выделить классификации типов родительских отношений и стилей воспитания. Существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская(демократическая).
1. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в отношении.
2. В детоцентрической семье главной задачей родителей считая обеспечение "счастья ребёнка".Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется ,как правило ,снизу вверх (от ребёнка к родителям).
У ребёнка высокая самооценка ,ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
З. Супружеская (демократическая)семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие -"горизонтальное",диалог равных родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок ,тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребёнком демократических ценностей, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе.
Главным и важным в детско-родительских отношениях является роль матери и отца. А.Я.Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам. Спокойная уравновешенная мама-настоящий эталон материнства.
Она всегда всё знает о ребёнке. Чутко реагирует на его проблемы,
вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребёнка. Она во всём видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжёлую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама вечно всем недовольна. Её беспокойство и нервозность вызывают думы о ребёнке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен :ребёнку с такой мамой не повезло. Уверенная и властная мама твёрдо знает, что хочет от ребёнка .Жизнь ребёнка спланирована ею до его рождениям от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. "Создавая" ребёнка по идеальной модели, мама подавляет его ,стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе. Достаточно интересна классификация пап, представленная А.И.Баркан. "Папа - мама" - это по - матерински заботливый отец, он берёт на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удаётся делать это с должным терпением как это бывает у мам. Пресс настроения папы давит на ребёнка: когда всё хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. "Мама - папа" главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребёнку всё разрешается ,всё прощается ,и он иногда "удобно устраивается" на папиной голове превращаясь в маленького деспота.
"Карабас -Барабас". Папа - злой ,жестокий признающий всегда и во всём лишь "ежовые рукавицы . Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребёнка поселяется тревога .Наказание за содеянное - излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант ,что у ребёнка рано или поздно закипит и прорвётся наружу чувство ненависти. Так Карабас создаёт для себя Везувий, который не любит" молчать".
"Крепкий орешек" - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребёнка, когда он не прав. "Попрыгунья - стрекоза"- папа, живущий в семье, но не чувствущий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей.
Семья для него - тяжёлая ноша, ребёнок -обуза, предмет заботы жены (что хотела - то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. "Добрый молодец","рубаха-парень" - папа, на первый взгляд, и как брат и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребёнок живёт в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
"Ни рыба ни мясо", "под каблуком" - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всём вторит маме ,даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребёнка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь. Существует попытка помочь описать воспитание в семье через те рол и, которые выполняет ребёнок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребёнку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослыми членами семьи. Детские роли чётко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность. К наиболее "типичным" относятся следующие роли.
"Козёл отпущения". Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребёнка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовые выплеснуть друг на друга. "Любимчик". Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребёнке и любовью к нему.
"Беби". В этой роли ребёнок отдалён от родителей, он "вечное дитя", от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. "Примитель". Ребёнок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Наиболее известна и популярна в педагогике классификация, созданная АВ.Петровским, который выделяет четыре тактики семейного воспитания.
Диктант основывается на подавлении одними членами семьи у других самостоятельности, инициативы, чувства достоинства.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.
Опека предполагает за6оту, ограждение от трудностей, ласковое участие. Но результат во многом совпадает с предыдущей тактикой воспитания: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более общих проблем семьи.
Мирное сосуществование с позицией невмешательства . В такой семье всё выглядит вполне благопристойно каждого свои дела, проблемы, трудности и успехи. Этот тип взаимоотношений основан на пассивности воспитателя, который уклоняясь от активного вмешательства, предпочитает комфортное осуществование с ребёнком, не требующее душевных затрат. Семья как центр притяжения, эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребёнка не существует.
Сотрудничество. В названной ситуации преодалевается индивидуализм ребёнка. Семья становится группой высокого уровня развития где взаимоотношения входящих в неё людей опосредуются содержанием совместной деятельности, социально значимыми связями, целями, которые они перед собой ставят, нравственными ценностями, на которые ориентируются.
Представленные классификации рассматривают огромное количество семей и отношений внутри них. Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по разному реагирует на вмешательства из вне педагогам следует подбирать разные подходы к содействию с разными типами семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей "Ваш стиль воспитания"
Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?Б.Преимущественно воспитанием.А. Сочетанием вр...
Типы семейных взаимоотношений и воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений...
Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа)
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на пс...
Типы и характер семейного воспитания, и их влияние на личностное развитие дошкольников.
Воспитание дошкольника – одна из важнейших функций семьи....
Родительское собрание в старшей группе на тему "Типы семей и стили семейного воспитания"
Родительское собрание в старшей группе на тему "Типы семей и стили семейного воспитания"...
Круглый стол с родителями средней группы на тему Типы семей и стили семейного воспитания
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребе...
Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа)
Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа)Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в форми...