Консультация для воспитателей с элементами практикума «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
методическая разработка по психологии
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями, и эти примеры в каждой группе похожи: кто-то из родителей отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy.docx | 31.97 КБ |
tipy_roditeley.ppt | 591 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Знакомство педагогов с типами родителей и особенностями их поведения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с типами родителей и особенностями их поведения.
2. Научить находить компромиссы при взаимодействии с родителями.
Ход:
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Когда я общаюсь с вами, вы приводите массу примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями, и эти примеры в каждой группе похожи: кто-то из родителей отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т.д.
Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо знать возможные причины возникновения этих проблем.
1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.
2. Барьером во взаимодействии может стать уровень образования.
3. Педагоги и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.
4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.
5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми.
Чтобы избежать недопонимания, проблем во время общения с родителями, педагог должен знать типы родителей и их особенности, так же важно, что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от родителей.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Предлагаю проверить свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании.
Упражнение «Какой Я»
1. а. Я должна, как можно чаще, предоставлять родителям, самим принимать решения.
б. Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. а. Меня должны уважать.
б. Я должна завоевать уважение.
3. а. Я должна быть в центре внимания.
б. Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
Оценка результатов: правильные ответы: 1. б, 2. б, З. б.
Давайте разберем вместе каждую установку. Если правильные не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.
Сейчас предлагаю составить письменный портрет родителя. Для этого нужно разделиться на две группы.
1 группа составляет портрет, описывает качества «Самый приятный родитель в общении».
2 группа «Самый трудный родитель в общении».
Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители?
Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны? Конечно, нужно.
Существует множество классификаций типов родителей, предлагаю рассмотреть самые основные часто встречающиеся типы родителей:
1. Позитивно ориентированные
Такие родители стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет и в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Но могут и быть, например вспыльчивыми, тревожными, даже иногда эгоистичными. Однако, большой плюс это три непременных качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.
Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
2. Авторитарные
Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ДОУ, педагогов и т.д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.
Отрицательные качества этой категории родителей:
1. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение
2. Отсутствие контроля импульсивности своих поступков
3. Склонность к участию в ссорах и скандалах, «Виноваты все, кроме меня»
4. Откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.)
Рекомендации по взаимодействию:
1. Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой
2. Правильная внутренняя позиция, т.е. не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее разожгут ваше недовольство
3. Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя
4. Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, по делу, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила
5. Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился;
6. Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось
7. Не избегайте общения после конфликта
3. Манипуляторы
Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т.д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов – научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию «взрослого». Необходимо сделать их позицию «прозрачной», открытой и понятной для всех. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.
4. Психосоматические
Эти родители эмоционально более лабильны. Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних взглядов ими изнутри. Если у манипуляторов – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, окрик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.
Данный тип родителей могут стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.
Ситуации для проигрывания «Найди подход»
Ситуация 1
Однажды маленький Егор пригрозил маме: «Сейчас по попе ударю». Женщина сразу все поняла: Егора в садике ударили, да что там, избивают регулярно! Конечно, первым делом мама Егора сообщила об этом в родительский чат группы. За 10 минут мамочки тщательно прополоскали все кости воспитателю, вспомнили старые обиды, косые взгляды и замечания. И хотя доказательств рукоприкладства у родителей не было, приговор вынесли быстро: детей бьют. Выплеснув всю злость в чат, мама Егора про этот случай тут же забыла, и воспитателю об этой теме даже не заикалась. О том, что воспитатель деспот и тиран, воспитатель узнала от других родителей, которые случайно проговорились о разговоре в чате.
«Почему вы сразу не обратились ко мне?» — спросила воспитатель маму Егора. Женщина пожала плечами, а потом еще долго возмущалась в чате, что кто-то на нее нажаловался.
Ситуация 2
Родители привели ребенка в детский сад в три года, ребенок ни ложку держать не может, ни на горшок присесть, ни штаны натянуть. «Вы воспитатель, вы и воспитывайте», — говорят такие родители и снимают с себя все полномочия по обучению ребенка даже самым элементарным навыкам.
Ситуация 3
Родители водили дочь в сад в грязной одежде, а потом жаловались, что дети ее дразнят. А дразнили девочку «вонючкой», потому что запах от нее был жуткий.
Ситуация 4
Они всегда опаздывают, даже если живут в соседнем доме. Утром прибегают в сад взмыленные и кричат на ребенка, чтобы быстрее переодевался. А в это время у других детей занятие, но когда очередного «опоздуна» заводят в группу, все тут же отвлекаются на него. Кто-то не успевает и к завтраку, а потом жалуется, что ребенка не покормили.
Ситуация 5
Попробуй сделать таким хоть малейшее замечание. Тут же побегут жаловаться заведующей или сразу в районный отдел образования. Да и вообще любые вопросы и проблемы родители-скандалисты привыкли решать «на верхах».
Ситуация 6
Моему ребенку никогда ничего не достается: ни стихов на утреннике, ни роли в спектакле. Не обращают на талант никакого внимания! Зато шкафчик дали у двери, и теперь ребенка продувает. А все почему? «Потому что у вас, Марьиванна, есть любимчики. А нашего Борю вы явно недолюбливаете!». В Боре тут дело?
Ситуация 7
Ребенок вялый как тряпочка, глаза больные, сопли до подбородка, но его упорно ведут в сад, потому что маме и папе нужно на работу. А на следующий день сопли уже у всей группы, а заодно и у воспитателей. Конечно, другим родителям ведь не нужно на работу. Только этим родителям!
Ситуация 8
Купили Саше новую машину — обязательно надо взять ее в сад, чтобы все мальчишки обзавидовались и передрались за нее. А Машу оденем в платье с кучей завязок, чтобы другие девочки такое же хотели. И пусть сама она с этими завязками не справится — главное, чтобы красиво и на зависть другим.
Ситуация 9
Отчего же не позвонить воспитателю в 9 вечера или в 7 утра, если речь идет о любимом ребенке. Личные дела подождут. А еще можно звякнуть во время тихого часа, когда воспитатель только-только с трудом уложил детей спать. Или такой вариант: прийти вечером, за 5 минут до конца рабочего дня, чтобы обсудить насущные вопросы. Нет-нет, воспитатель никуда не торопится! И семей у него нет, так что продолжайте. На собраниях такие родители забирают на себя все внимание воспитателя. Им неважно, что они тратят чужое время, им нужно как следует выговориться.
Ситуация 10
Сын бьет других детей? Сами виноваты, нечего провоцировать! Грубит, огрызается? Уверены, что дело в воспитателе: «Это он ВАС копирует!» Не хочет заниматься на занятиях? Конечно, они же скучные, а вы, воспитатели, не умеете заинтересовать.
Конечно, хочется сказать родителям. «Хотите, чтобы воспитатель чаще улыбался и с радостью выполнял свою работу? Тогда не ведите себя, как эти люди». Но мы остаемся перед фактом, это имеет место быть. И только грамотный подход, правильно подобранное слово, сможет исправить ситуацию и не доводить дело до конфликта. Будьте чуткие к родителям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные и половые различия. Уровень образования. Плохое физическое и (или) эмоциональное состояние. Негативный опыт общения. Несовместимость психологических типов. Причины
1. а. Я должна, как можно чаще, предоставлять родителям, самим принимать решения. б. Мне нужно настоять на своей позиции или мнении. 2. а. Меня должны уважать. б. Я должна завоевать уважение. 3. а. Я должна быть в центре внимания. б. Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет. Упражнение «Какой Я ? »
1. «Самый приятный родитель в общении» 2. «Самый трудный родитель в общении» Упражнение «Портрет родителя»
1. Позитивно ориентированные 2. Авторитарные (импульсивно-инертные) 3. Манипуляторы 4. Психосоматические Типы родителей
Умение слушать и слышать Стремление к самоусовершенствованию Умение быть благодарным При недоразумениях, принимают различные способы разрешения, сотрудничают или идут на компромисс Позитивно ориентированные
Активная жизненная позиция, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям Неумение сдерживать свой гнев и раздражение Отсутствие контроля импульсивности своих поступков Склонность к участию в ссорах и скандалах Откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т.д.). Авторитарные
Управляют окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон Если не добивается желаемого то: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы Манипуляторы
Эмоционально лабильны. Участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т.д. Частые смены настроений (от радости, до депрессии). Не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто Присущи внутренние переживания Психосоматические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКУМА «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С МАССАЖНЫМ ШАРИКОМ СУ–ДЖОК»
Обязательно использование презентации как иллюстративного материала....
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...
Консультация на тему: «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними»
Психотипы и способы взаимодейтсвия....
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Утренний круг"
Почему воспитатели часто собирают детей в круг? Может весь секрет в самом магическом круге? Давайте попробуем разобраться. Сам по себе круг как геометрическая форма наиболее гармоничная фигура. Круг п...