Статья "Формирование социальных навыков и нравственных качеств в возрасте 4 -5 лет через ознакомление с городом"
статья (средняя группа)
как сформировать социальные навыки и нравственные качества дошкольника через ознакомление с городом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_sotsialnye_navyki.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальных навыков и нравственных качеств у детей 4-5 лет через ознакомление с городом
Образовательная область «социально- коммуникативное развитие» разработана в соответствии с концептуальными положениями ФГОС дошкольного образования, отражающими самоценность и разнообразие детства, а именно:
1.позитивная социализация ребенка
2.индивидуалиация развития ребенка
3. поддержка детской инициативы
В Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говориться, что:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
- Ребенок достаточно хорошо владеет культурой речи
Для достижения результатов на промежуточном этапе я поставила цель и задачи по формированию социальных навыков и нравственных качеств у детей 4-5 лет, но я взяла эту тему через ознакомление с городом. Санкт-Петербург считается культурной столицей России.
А петербуржцы всегда отличались высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.
Надо сказать, что задачи в образовательной области социально-коммуникативного развития решаются в основном через совместную деятельность с детьми в первой или второй половине дня или другие режимные моменты. И только в одном проекте «Я живу в Санкт-Петербурге» мы в полном объеме погружаемся в тему, где даем первоначальные новые знания о городе.
Начинается учебный год с темы «Здравствуй, детский сад!». Главное в этой теме является вспомнить друг друга и объединить детей на дальнейшую образовательную деятельность. Через игровую и коммуникативную деятельность мы закрепляем правила пребывания в детском саду, расширяем представления о правилах безопасного поведения. Продолжаем детей знакомить с детским садом, как одним из городских объектов, с людьми, которые там трудятся, воспитываем уважение к труду взрослых. На слайде вы видите экскурсии на кухню, медицинский кабинет, прачечную, а также игровую деятельность. А сотрудники детского сада рассказывают о своей работе.
В теме «Я и моя семья» мы формируем уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, продолжаем воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи, заботу друг о друге, сопереживание. Ведь семья – это ячейка общества, петербургского общества.
В рамках этой недели идет тесный контакт с родителями. С одной стороны мы говорим о их ответственности за воспитание и развитие детей. С другой стороны мы направляем их на совместное взаимодействие: устраивая вечера досугов, совместную продуктивную деятельность. А также повышаем их педагогическую компетентность, через тематические папки, например – «Семья и здоровый образ жизни», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Безопасность малышей».
В комплексно тематическом планировании есть три темы экологического содержания по сезонам «Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна».
В содержании этих тем мы расширяем и закрепляем знания детей об экологическом пространстве, проводим наблюдения на огороде, цветниках, экологической тропе, показываем красоту города в разные времена года. Воспитываем желание поддерживать чистоту и порядок на территории детского сада:
- Организуем наблюдения за работой дворника
- Организуем совместную трудовую деятельность с детьми и параллельно даем представление о безопасном обращении с трудовым инвентарем
- Два раза в год мы приглашаем родителей с детьми, принять участие в субботнике
А наблюдая за уборкой близ лежащих прилегающих к детскому саду улиц, мы воспитываем уважение к людям труда, которые поддерживают чистоту в микрорайоне и на улицах города.
В этих проектах мы говорим с детьми о правилах поведения в природе.
Основной темой, в которой мы даем элементарные первоначальные знания об истории города, его достопримечательностях является тема «Мой город – Санкт-Петербург».
В содержание этой темы входят представления о названии города, его создатели, главной реки, улице, площади и крепости.
Обязательно мотивируем детей на заучивание домашнего адреса.
Знакомим детей с новыми городскими объектами – цирк, зоопарк.
Так как СПб большой город, в котором чтобы от одного до другого объекта добраться, необходимо пользоваться транспортом, мы продолжаем расширять знания детей о видах городского транспорта и элементарных ПДД.
В игровой деятельности закрепляем социальные навыки поведения в общественных местах и городском транспорте, способствуем развитию культуры речи детей.
В следующей теме «Как у наших у ворот постучался Новый год!» мы расширяем представления детей о праздновании Нового года в семье и Санкт-Петербурге. Показываем красоту рождественского города. Знакомим с новогодними мероприятиями для района и Санкт-Петербурга (новогоднии ярмарки, театрализованные новогодние представления, уличные гуляния у елок).
Вызываем желание у детей принять участие в украшение группы, участие в новогоднем утреннике. Тем самым приобщаем детей к традициям празднования Нового года.
Также в новогоднем проекте формируем навыки о правилах пожарной безопасности, даем представление о пожароопасных предметах.
В рамках темы «День защитника отечества» и «Мамочка любимая» продолжаем формирование у детей социальных навыков поведения, способствуем развитию культуры речи, через расширение знаний о мужских и женских городских профессиях, а также способствуем воспитанию уважения к работникам труда, доброго отношения к близким.
В рамках этих двух тем у нас появилась традиция чтения стихов для пап и мам, изготовление поздравительных открыток. Дети с мамами готовят открытку для папы, а папы с детьми делают открытку для мамы.
Следующая тема «В гостях у сказки» мы расширяем знания о городе, рассказывая детям о детских театрах нашего города.
Через содержание сказок продолжаем формировать представление о правилах собственной безопасности, которые им пригодятся, проживая в большом городе (например-РНС «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).
У нас есть еще одна традиция, когда родители ставят театральную постановку и показывают ее детям.
В игровой деятельности закрепляем правило поведения в театре, общественных местах.
В год экологии в России в нашем КТП появилась тема «Будем воду мы беречь».
В которой мы воспитываем у детей желание беречь воду, оберегать городские водоемы и пруды от загрязнения. Воспитываем нравственные чувства, основанные на заботливом отношении к природным богатствам.
В конце учебного года в детском саду во всех группах проходит однодневный проект «С днем рождения любимый город».
В котором мы с детьми закрепляем представления о городе, приобщаем к традициям празднования дня рождения города через разные виды детской деятельности. Дети участвуют в конкурсе чтецов «Стихи о городе», сводном концерте воспитанников детского сада.
А я как воспитатель подвожу итог работы с детьми в рамках своей темы.
Реализация задач по этой теме не возможна без методического обеспечения и создания условий развивающей среды.
Для детей были подобраны:
- наглядный материал, настольные и дидактические игры
- сюжетно-ролевые, театрализованные игры
- макеты ПДД, «Цирк», «Зоопарк»
- раскраски по теме город, схемы построек
Методическое обеспечение по проекту включает в себя:
- авторские конспекты
- подборка наглядного материала
- презентации виртуальных путешествий, картотека дидактических игр
- подборка музыкальных песен о городе, художественная литература
Я уже неоднократно говорила об участии родителей в образовательном процессе. Хотелось бы добавить, что взаимодействие с родителями идет по 4 направлениям это:
- мониторинг
- информирование родителей о ходе образовательной деятельности
- информирование и повышение педагогической компетенции в вопросах воспитания и развития их детей
- вовлечение родителей в совместный образовательный процесс.
В заключении можно сказать, что дети к концу года знают в каком городе они живут, главную улицу, реку, площадь, крепость, владеют знаниями о некоторых городских профессиях взрослых, через игру у детей обогатился игровой опыт и они готовы к совместной деятельности со сверстниками; сформировались социальные навыки и правила поведения в общественных местах, ПДД в соответствии с их возрастом, дети овладели навыками культурных обращений. Дети стали более отзывчивы, доброжелательны, появилось желание делать подарки родным и близким; дети овладели элементарными трудовыми навыками.
С Родителями наладился более тесный контакт, мы увидели их готовность на сотрудничество и участие в образовательной деятельности группы ; возникло понимание единства и ответственности за подрастающее поколение.
Для нас «Педагогов» эта тема имела тоже большое значение. Мы повысили свой профессиональный уровень, потому что нам приходилось много читать методической литературы в соответствии с ФГОС, в группе появилось методическое обеспечение, и обогатилась развивающая среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Занятие по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим «Бытовая культура и традиции русского народа»
в данном материале рассказывается и показывается о работе с детьми по патриотическому воспитанию....
Выступление на тему: «Развитие нравственных качеств у детей с ТНР через образы литературных героев»
Воспитание нравствкенных качеств у дошкольноиков с тяжелыми нарушениями речи...
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники....
Публикация разработки "Воспитание нравственных качеств у детей младшей группы через русские народные сказки"
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Сущность нра...
Формирование нравственных качеств у детей с ТНР через театрализованную деятельность
Выступление на международной научно-практической конференции "Духовные традиции Урала и Зауралья"Выступление раскрывает какие качества можно раскрыть у детей с помощью театрализованной деяте...