Формирование нравственных качеств у детей с ТНР через театрализованную деятельность
статья

Выступление на международной научно-практической конференции "Духовные традиции Урала и Зауралья"

Выступление раскрывает какие качества можно раскрыть у детей с помощью театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost_i_teatr.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 «Ласточка»

Выступление на международной научно – практической конференции «Духовные традиции Урала и Зауралья»

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

Тема выступления: «Формирование нравственных качеств у детей с ТНР через театральную деятельность»

Подготовил: воспитатель высшей категории

Дюрягина Алла Алексадровна

г.Шадринск

«Формирование нравственных качеств у детей с ТНР

 через театральную деятельность»

( Слайд 1)

Наше общество все больше и больше  становится  нравственно обеднено, люди все меньше имеют представлений о духовных ценностях.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

Мы ставим перед собой задачу -  воспитать нравственно воспитанного человека. У такой  личности появляется набор нравственных качеств, таких как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, трудолюбие и т.д. И чем прочнее они сформированы, тем меньше отклонение от принятых в обществе нравственных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственной воспитанности. Нравственная воспитанность не может быть ограничена возрастными рамками. Она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни. Дошкольный возраст отличается тем, что повышен  восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения и поведения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и подражание взрослым. (Слайд 2)

В образовательной программе прописано содержание нравственного воспитания, а  в своей работе я использую, по моему мнению, самое увлекательное и эффективное средство – театрализованную деятельность, это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения.

С самого младшего возраста ребенку нужно показать мир прекрасного, чтобы через его сердце и душу воздействовать на формирование внутреннего мира.

Театрализованная игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что  сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Именно на примере сказки наглядно демонстрируются такие понятия как добро и зло, великодушие, справедливость, трудолюбие, сопереживание, доброжелательность, взаимовыручка, щедрость и др.

Разрабатывая задачи по нравственному воспитанию дошкольников, я выделила три направления:             (слайд 3)

  1. Воспитание гуманных чувств детей:

- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

- формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине:

- приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);

- формирование дружелюбных чувств, к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;

- воспитание чувства сопричастности к жизни группы, детского сада, города, страны.

           В группе создала условия, (слайд 4)способствующие нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:

1) создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый  и др.;

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, декорации.

2) подобраны специальные тексты;

3) моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

4) в театрализованную игру включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.  

Подготовка к занятиям по нравственному воспитанию с элементами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста проходила в несколько этапов. (слайд 5)

1 этап – знакомство детей со  сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций к сказке, этическая беседа по сказке;

2 этап – эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ содержания сказки, разные виды театров, подвижные игры с персонажами сказок;

 3 этап – подготовка к театрализованной деятельности – инсценировки, разыгрывание сюжетов из сказки, театрализованные игры, игра-драматизация, творческая игра с использованием персонажей сказки и сюжетов.

Каждые литературные произведения имеют нравственную направленность и поэтому любимые герои становятся образцами для подражания. А так же учит отрицательно относиться к жестокости, трусости, хитрости. (слайд6)

Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Так же дети сочувствуют «Трем поросятам», хвалят Наф-Нафа за трудолюбие, а с волком готовы бороться как со злом. (слайд 7)  В сказке «Гуси-лебеди» учатся ответственности и любви к своим родным. В сказке «Царевна – лягушка» понимают, что нужно помогать другим и добро всегда побеждает зло. (слайд 8)  Дюймовочка знает, как  хорошо, что есть кому прийти на помощь. (слайд 9)  В «Бременских музыкантах» только все вместе добиваются успеха. И все конечно любят «Белочку  умелочку»,  за  ее трудолюбие и доброту.       Обязательно показываем свои сказки детям других групп, по окончании выступления задаем детям вопросы, которые помогают решить нравственные задачи. (слайд 10) 

У ребенка во время просмотра театральной постановки возникают яркие, незабываемые впечатления, а если он сам участвует в спектакле, то это для него всегда праздник. Мы видим, как дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя и всегда готовы прийти к нему на помощь. (слайд 11) 

С уверенностью можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной  деятельности имеет положительный и продуктивный характер. (слайд 12)   Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь, что бы дети стали более добрыми, отзывчивыми, внимательными к окружающим, стали духовно –нравственными личностями которые могут противостоять реалиям  нашей действительности, могут приумножать добро вокруг себя. (слайд 13) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЯВЛЯЕТСЯ УНИКАЛЬНЫМ ПЕРИОДОМ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ, ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА У РЕБЕНКА....

Формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка дошкольного возраста. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.Отечественные...

«Формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребёнка дошкольного возраста. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».

слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...