Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.
статья (старшая группа)
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль семьи и родителей в воспитании духовно-нравственных качеств у детей с ОВЗ через православные праздники.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра,
милосердия, справедливости, - являются важнейшей миссией
не только религиозной организации, но и общества в целом.
Такие ценности укрепляют наше Отечество, формируют
национальные традиции моральные устои. Сегодня они
позволяют нашей стране сохранить свои исторические
корни и культурно-духовную самостоятельность.
Председатель правительства РФ Д.А. Медведев
Проблема духовно-нравственного воспитания одна из актуальнейших для сегодняшней практики образования, в том числе и дошкольного.
В то же время семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку опыта эмоциональных и партнерских отношений между людьми, в идеале — опыта нравственной воспитанности.
Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ОВЗ, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции.
Формирование личности ребенка с ОВЗ является одной из центральных задач всего коррекционно-образовательного процесса. Дети учатся действовать в соответствии с требованиями взрослого, которые должны отвечать возможностям ребенка. С целью организации системно-выстроенной работы по формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника в ДОО реализуется программа «Социокультурные истоки».
Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника, а также присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Главным средством духовно - нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение цикла православных праздников:
· Покров Пресвятой Богородицы
· Рождество Христово
· Крещение Господне
· Масленица
· Благовещение
· Вербное воскресенье
· Пасха
· День славянской письменности и культуры
· Троица
· День памяти преподобного Сергия Радонежского
Духовно-нравственные смыслы этих праздников, содержание воспитательно-образовательной деятельности, определены на основе богословских смыслов. Например, духовно-нравственные смыслы праздника Троица раскрывается, как традиция русского народа украшать храм и свой дом ветками березы, свежей травой и цветами, умением мириться и быть благодарными [1, с.104]. Праздник Вербного воскресения раскрываются как: исторический факт, обычаи и обряды жизни русского народа, праздничное убранство дома, понятия верность и предательство, любовь к ближним, добродетельные качества человека (добродушие, забота) и пороки (своеволие (прихоть), зависть). В праздник Рождества Христова принято зажигать свечи, наряжать ели и славить Христа, у детей формируются представления о милосердии, заботе, любви к ближнему, дарить подарки [1, с.107]. Праздник Пасха (Светлое Христово Воскресение) - самый главный православный праздник «праздник праздников» и «торжество из торжеств», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. На Пасху пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца. У дошкольников формируются такие понятия как, всепрощение (умение прощать обиды), любовь к ближним, забота, милосердие.
При составлении тематического планирования, мы учитывали, что для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократно обращались к одной и той же теме, что способствовало развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса. Духовно-нравственное содержание воспитания пронизывает различные виды детской деятельности.
В продуктивной деятельности дети стараются порадовать родных и друзей подарками, сделанными своими руками, делают поделки для выставок и конкурсов. Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Учатся выделять знакомые элементы узора на посуде, одежде; изображать и самостоятельно называть их. Знакомясь с изделиями народных мастеров, развивается художественный вкус детей. Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях. Проведение кукольных спектаклей является эффективной формой воздействия на формирование нравственно - личностных качеств. Дошкольники воспринимают театр как реальное действие, подражают любимому герою, отождествляя себя с ним. Детям в ненавязчивой форме формируются представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, даются нравственные образцы поведения.
Музыкальный руководитель знакомит детей с народной музыкой, танцами, песнями. Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются и родители.
Дошкольники и родители знакомятся с историей праздника через поучительные рассказы и сказки, библейские сказания, народные игры, рассматривание картин выдающихся русских художников, слушание музыкальных произведений русских композиторов. Художественные образы для ребенка становятся образцами, с которыми он соотносит свои действия, представления о добре и зле, верности и предательстве и др. В народной игре дошкольники усваивают социально-ценностные смыслы. У детей формируется отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами, а правила игры развивают у детей умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам игр. Наряду с произведениями живописи, дети учиться видеть и понимать изображения икон православных праздников. Такая планомерная работа способствует формированию у детей и родителей не только представлений о православных праздниках, но и раскрывает духовно - нравственные ценности русского народа.
В соответствие с ФГОС педагоги в группе создают предметно-развивающую среду - патриотические уголки, с помощью которых дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и с Ханты-Мансийским округом, куклами в народной одежде; делают настольно-печатные игры, подбирают книги и иллюстрации, собирают картотеки народных подвижных игр, приобретают и изготавливают персонажей настольного кукольного театра для ознакомления с народными сказками.
К этой проблеме по воспитанию духовно-нравственных качеств личности педагоги привлекают и родителей. Семья для ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания, а все другие социальные институты призваны помочь, подержать и дополнить их воспитательную работу. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. Взаимодействие с родителями организовано в нескольких направлениях. Педагоги проводят родительские собрания, посвященные семейным традициям, привлекают семьи воспитанников к оформлению выставок к праздникам, родители помогают собирать материал для оформления национальных уголков, мамы вяжут куклы для пальчиковых театров. Воспитатель проводят мастер-классы для детей и родителей. На мастер-классе «Изготовление тряпичной куклы», складывая из тряпичных лоскутков куклу, дети и родители занявшись творчеством, не только получили совместный опыт проживания ситуации, но и получили навыки изготовления игрушки, которые смогут повторить дома вместе со своими детьми.
Немаловажное значение в формировании духовно - нравственных основ личности дошкольника имеет взаимодействие с социальными партнерами ДОО: детской библиотекой, пожарная часть, центр НУВИ-АТ, ДЮЦ, хлеб завод, храм.
Работа с родителями должна строиться на принципах сотрудничества: ‒ активное включение родителей в педагогическую деятельность; ‒ осознание цели деятельности каждым участником процесса; ‒ четкое распределение и кооперация труда между его участниками; ‒ личный контакт между участниками процесса с обменом информации, взаимной помощью и самоконтролем.
В заключение хочется отметить, что в процессе ознакомления дошкольников с православными праздниками идет постепенное формирование духовно - нравственной личности ребенка, основанное на православных традициях, расширяются представления о культурном наследии нашего народа, развиваются навыки доброжелательного общения и сотрудничества с взрослыми и детьми.
«Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Список литературы
1.Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы. Тема: "Воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста через трудовую деятельность"
Формирование навыков самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса....
«Роль семьи и детского сада в духовно – нравственном воспитании ребенка».
Педагогическая статья...
Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам Православных праздников»
Введение «…. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие...
Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)
laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Консультация для родителей. Тема: «Воспитание духовно – нравственных качеств в семье».
В материале рассказывается о роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника....
Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»
Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность&r...