Публикация разработки "Воспитание нравственных качеств у детей младшей группы через русские народные сказки"
методическая разработка (младшая группа)

Виктория Викторовна Котова

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Сущность нравственного воспитания заключается, в формировании духовно развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razrabotki-_vospitanie_nravst.kach_.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок»

Котова Виктория Викторовна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад №26» г. Артем

Аннотация

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости. По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали русские народные сказки, которые прочно вошли в детский быт малыша.

         В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок.

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок.

3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды. Целью нашей работы является воспитание нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок.

Задачи ¬ Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.

Воспитывать бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Направления и этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок:

 1 этап – Знакомство детей со сказкой: сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т.д.

 2 этап – Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

 3 этап – театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев. Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий, так, чтобы сказки одного названия было не менее двух книг). Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры, направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

 • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

 • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например,

 сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

  сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

  сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

  Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»

  Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович» мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»)

На первом и втором этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам. На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение. При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Наши задачи: продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Учить детей внимательно слушать сказку, чтение которой сопровождается показом иллюстраций, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них.

Развивать внимание, логическое мышление.

Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, потому что нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. Ведь на первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе. Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д. Наши дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Заюшкина избушка». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Например, Алина стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Машеньки, спрашивала дорогу, просила о помощи. Игра за ширмой прибавляла ей уверенности в себе. В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба – бо.

Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.

В работе с родителями мы стараемся не только вооружить родителей основными знаниями и умениями, но и повышаем их самооценку, поощряя высказаться, дать свой совет, рекомендацию по решению конфликтной ситуации при взаимодействии с ребенком. Для этого используется такая форма работы как конкурсы семейного опыта. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы:

У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

 В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

 Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

 Дети бережно относятся к книгам.

 Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Литература:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с.

2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

"Воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок"

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощныхсредств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает напротяжении всего дош...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей ...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»Исмаилова Наталья Анатольевнавоспитатель, Государственное бюджетноедошкольное образовательное уч...

«Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Воспитание нравственных качеств у детей младшей группы посредством русских народных сказок

Русские народные сказки воспитывают в детях - доброту. милосердие, справедливость. Ребята учаться взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками, помогать в трудной ситуации. Развиваются навыки с...